= Зарубежные исполнительницы, покорившие мир в XIX - раннем XX веке =
Женщина и гитара фламенко
|
Согласно перечням артистов
фламенко, женщины составляют около 24%. Из всех кантаоров
около 20% женщин, из байлаоров - примерно 63%. При этом, среди
токаоров не называется ни одной женщины!..
Тем не менее, исследования позволяют с уверенностью сказать,
что за всю историю фламенко было немалое количество гитаристок
профессионального уровня. В качестве свидетельства могут
служить гравюры и картины прошлого века, изображающие женщин,
играющих на гитаре.
В XIX веке женщины-кантаоры,
аккомпанирующие себе на гитаре и зарабатывающие на жизнь
выступлениями в кафе кантанте не были редкостью. Одной из
таких женщин была Ана Амайа Молина (Ana Amaya Molina), по прозвищу Анилья де ла Ронда (Anilla de la
Ronda), цыганка, родившаяся в 1855 году в Ронде.
Она выступала в кафе кантанте в Ронде, Малаге и Севилье в
конце прошлого века и была очень значительной фигурой своего
времени.
Другой великой артисткой прошлого века была Тринидад Уэртас "Ла Куенка" (Trinidad Huertas
"La Cuenca"), байлаора и гитаристка, также
выступавшая в кафе кантанте. Эта сеньора обладала выдающимися
артистическими способностями. Она всегда одевалась мужчиной,
носила короткую стрижку и танцевала мужские танцы. В 1887 году
она поставила в Париже спектакль "La
Feria de Sevilla". Эта великолепная гитаристка
прославилась своей игрой и танцами, в которых пародировала
корриду, представляя в одном танце различные исходы боя и
судьбу тореро.
Возможно, одной из самых известных гитаристок начала ХХ века
была Тереса Эспанья (Teresa
España) из Севильи. Кантаора, байлаора и
гатаристка, она давала сольные концерты в театрах Мадрида в
1920-х годах. В прессе того времени говорилось, что нет
никого, кто бы превосходил ее в игре на гитаре и кастаньетах и
в исполнении саэт. Она гастролировала не только в Испании, но
и в Америке, остались записи, где она поет, аккомпанируя себе
на гитаре.
Хосефа Морено (Josefa
Moreno) по прозвищу "Ла
Антекерана" (La Antequerana) дебютировала в 1903
году в возрасте 14 лет в кафе "Ла
Примера" в Хересе, аккомпанируя себе на гитаре. Она
выступала в мадридских кафе, а затем в Америке, откуда вернулась с определенной
удачей и славой. Однако, в начале 60-х годов Хосефа Морено
находится в довольно бедственном положении, умирая от болезни,
вызванной курением, зарабатывая себе на жизнь на улице пением
под гитару.
Кроме того, были женщины, занимающиеся исключительно игрой на
гитаре, как, например, Матильде Куервас
Родригес (Matilde Cuervas Rodríguez). Она родилась
в 1888 году в Севилье и была женой известного классического
гитариста Эмилио Пухоля. Ее
сравнивали с такими великими токаорами как Мануэль Молина и
Рамон Монтойа. Говорили, что выступления этой замечательной
гитаристки изумляли поклонников фламенко, а особенно тех, кто
считал игру на гитаре привилегией мужчин.
Другой известной гитаристкой была Виктория де Мигель (Victoria de Miguel), родившаяся в 1900 году. Она была ученицей
дона Рамона Монтойи, который ее представил в театре "Фуэнкарраль" в Мадриде, когда она
была еще ребенком. Она сама не сочиняла музыку, но благодаря
тонкому слуху легко подбирала произведения гитаристов фламенко
ее времени.
автор статьи: Анна Сиротина |
MARIA LUISA ANIDO (26.01.1907 – 04.06.1996)
Мария-Луиза Анидо
- аргентинская гитаристка с мировым именем, пожалуй,
самая известная гитаристка ХХ столетия. Её полное имя
Isabel Maria Luisa Anido Gonzalez, родилась она 26 января
1907 г. в Мороне под Буэнос Айресом. Её отец дон Хуан Карлос Анидо
был учредителем журнала «La Guitarra» выходившего с июля 1923 г. -
факт, свидетельствующий о семейных пристрастиях и культурном
окружении. Перед маленькой Анидо был единственный путь –
гитара. Pequeña Mimita начинает штудировать инструмент под
опекой отца, - результат оказался потрясающим. Первый концерт,
одиннадцатилетней Мимиты состоялся 7 мая 1918 г. в Salon "La
Argentina" (Buenos Aires). Программа этого концерта
свидетельствует о высоком мастерстве юной артистки:
I
частьMinueto en
re (Sor)
Andante (Sor) Mariposa
(estudio) (Tarrega) Mazurka №
2 (Tarrega) Estudio en
La (Damas) Alborada
(Cajita de musica) (Tarrega) Danza
mora (Tarrega) Scherzo,
vals (Llobet)II
часть Reverie Op. 15
№ 17 (Schumann) Claro de
luna (Beethoven) Escenas
pintorescas (N. del E.) (Massenet)
Variaciones (Vieux temps) Marcha funebre
(Sonata Op. 15) (Chopin)
Canzonetta (del
cuarteto) (Mendelssohn) Serenata
española (Malats)
Культурная среда, которая окружала
семью Анидо, явилась идеальной для формирования юной гитаристки.
Несмотря на возраст Мимиты, отец берет её с собой в поездку по
Аргентине и Уругваю в качестве сопровождающей гитаристки. Но девочка
растёт и ей надо дать более профессиональное гитарное образование. И
она проходит такое обучение у Д. Прата и М. Льобета. Уже в 1925 году
Анидо в дуэте с Льобетом дают концерт в Буэнос-Айресе, далее
концерты следуют по всей Аргентине.
В 1933 г.
умирает отец гитаристки, ухудшившееся в связи с этим материальное
положение вынуждает Анидо пуститься в странствия по Аргентине,
Бразилии и Уругваю…
Трудности
постепенно преодолеваются, а концертная деятельность гитаристки
бурно развивается. С 1950 г. начинаются гастроли Анидо в Европе,
выступала она и в нашей стране – тогдашнем СССР (1956). Имя этой
аргентинской гитаристки пишется рядом с такими именами как Мигель
Льобет, Эмилио Пухоль, Рехино Сайнс де ла Маса, Андрес
Сеговия, Агустин Барриос...
Последние годы,
Мария Луиза Анидо, провела в своей квартире в Таррагоне (Испания),
здесь, 4 июня 1996 г., и завершился её жизненный путь, -
знаменитейшей гитаристки, всемирно признанной «Леди гитары»...
(26.01.1907 – 04.06.1996) |
|
Маленькая Анидо
|
Мария Луиза Анидо и Мигель Льобет
|
Мария Луиза Анидо в Москве
|
Memphis Minnie (1897 - 1973)
|
Первая в истории блюза женщина с гитарой, достойная соперница крутых, закаленных жизнью бродяг-блюзменов 30-х годов. «Минни никому спуску не давала, - вспоминает Джонни Шайнс, знавший ее в
40-х в Чикаго. – За что бы она ни взялась, она со всем умела управляться –
будь то нож, пистолет или гитара». Неудивительно, что ей удалось добиться
признания в таком традиционно мужском жанре, как кантри-блюз. Сама она
видела себя наследницей Ма Рейни; в ее песне, написанной на смерть Ма,
есть строки: People it sure look lonesome since Ma Rainey been
gone, But she left her Minnie to carry the blues works
on. - «Люди, стало одиноко, когда умерла Ма Рейни, но она оставила
свою Минни продолжать дело блюза».
Некоторые считают, что Минни была
пионером электрического гитарного звука и играла мощный электрический блюз
еще до Мадди Уотерса. К сожалению, благодаря политике звукозаписывающих
компаний (от которой немало пострадал и сам Мадди) в её записях это никак
не отражено: мягкое акустическое звучание «под деревню» считалось более
популярным. Однако нет сомнений, что Минни неоднократно побивала самых
известных чикагских гитаристов, в том числе и самого Мадди, в музыкальных
конкурсах и состязаниях, которые проводились тогда в клубах - а Мадди и
его группу в народе звали «головорезами» именно за шокировавшее многих
умение задавить соперника тяжестью звука. Вот что писал негритянский
поэт-битник Лэнгстон Хьюз, побывавший на ее концерте: «Вдруг посреди
шумного и дымного чикагского бара как по волшебству возникают болотистые
протоки Дельты, хлопковые поля, пыль и солнце, полузаброшенные дороги,
ночные гудки паровозов, комариный писк и деревенская почта, которая еще ни
разу не доставила письмо по нужному адресу. Все эти вещи живут в струнах
гитары Мемфис Минни, которая благодаря электричеству звучит как какая-то
огромная машина – нечто среднее между сварочным аппаратом и паровой
мельницей».
Мемфис Минни (Memphis Minnie), урожденная Лиззи Дуглас (Lizzie Douglas), родилась в 1897 году в
городке Алжир, штат Луизиана, в самом устье Миссисипи. Она была старшим
ребенком в огромной – появится еще 12 братьев и сестер – семье
обыкновенных чернокожих сельхозработников. В детстве ее прозвали "Kid"
(что-то типа «пацан»): это была маленькая оторва с мальчишеским
характером, которая явно умела добиваться всего, чего хотела. Когда ей
исполнилось 7 лет, родители переехали в городок Уоллс неподалеку от
Мемфиса. На Рождество Лиззи подарили гитару – вещь по тем временам весьма
дорогую; очевидно, девочка не на шутку впечатлила родителей своими
музыкальными способностями. Она моментально научилась играть и еще в
детстве «озвучивала» местные вечеринки, а лет в тринадцать-четырнадцать
регулярно сбегала из дома и уезжала в Мемфис играть на знаменитой
Бил-стрит. Это была ее музыкальная школа и школа жизни.
В 1917 году
Лиззи присоединяется к труппе "Ringling Brothers Circus" (это был,
конечно, не цирк, а просто разъездное шоу-варьете) и путешествует с ней по
югу, а позже поселяется на плантации Бедфорд вместе с блюзменом Уилли
Брауном, тем самым, о котором говорится в знаменитой песне Роберта
Джонсона "Cross Road Blues" – они с Джонсоном дружили и какое-то время
играли вместе. Реальный Браун был не гармошечником, как в фильме
«Перекресток», а гитаристом и мандолинистом. Легко предположить, что Минни
училась у него, однако люди, знавшие их, вспоминают совсем другое: «Ему
нечему было её учить. Все, что умел Уилли Браун, умела и она, а кое-что
даже лучше», - говорит гитарист Уилли Мур, время от времени игравший с
ними в трио.
В середине двадцатых в Мемфисе бурно развивается блюзовая
сцена, появляется масса «кастрюльных оркестров» (jug bands), как их в
шутку называли тогда, и Мемфис Минни, уже окончательно определившаяся с
псевдонимом, поет и играет во многих из них, постепенно завоевывая себе
место под солнцем на блюзовой Бил-Стрит. В 1927-м ее находит представитель
«Коламбиа Рекордс», отправленный на поиски новых талантов, и начинается ее
студийная карьера. Самая первая из песен, "Bumble Bee" (позже записанная Мудди Уотерсом (Muddy Waters) как "Honey Bee"),
становится хитом, и на волне успеха Минни и её муж, гитарист Джо Маккой
(Kansas Joe McCoy) перебираются в Чикаго, где Минни участвует в блюзовом
движении наравне с такими монстрами, как Биг Билл Брунзи, Мемфис Слим и
Тампа Ред. За следующие 20 лет она выпускает более 100 пластинок на
лейблах "Bluebird", "Decca" и "Vocalion", демонстрирующих ее мощный голос и энергичный аккомпанемент гитары. Минни известна не только как певица и музыкант, но и
как выдающийся автор: все песни, которые она исполняла, ее собственные;
многие впоследствии стали широко известны – прежде всего, "Bumble Bee",
"Hoodoo Lady" и хит 1941 года "Me And My Chauffeur ". В среде музыкантов
она была знаменита своими победами на конкурсах – победами вполне
честными, ведь судьями на них были зрители, и никаких поблажек как женщина
Минни не получала. К сожалению, как уже было сказано, почти нет записей,
на которых в полной мере запечатлелся бы ее ураганный темперамент, но и на
смягченных, выдержанных в традиционном духе пластинках Минни умеет
привлечь внимание и не отпускать его.
Карьера Мемфис Минни продолжалась
до середины 50-х, когда ее здоровье начало стремительно ухудшаться. В
1957-м, после сердечного приступа, она навсегда покидает сцену и
возвращается в Мемфис. Последние годы Минни провела в инвалидном кресле
под опекой сестры, а потом в доме престарелых (грустный финал, но
по-своему закономерный – детей-то ни у кого не было...). Умерла она 6 августа 1973
года.
А в 1980-м Memphis Minnie стала одной из первых двадцати исполнителей, чьё имя было включено в Зал Славы «Blues Foundation». |
|
Минни похоронена в церкви Нью Хоуп (New Hope), расположенной к западу от Уоллза (Walls), штат Миссисипи. Передняя часть могилы Мемфис Минни и задняя часть надгробия. Надпись на надгробии: «Сотни пластинок, записанных Минни, это прекрасный материал, чтобы дать нам знание о блюзе. Слушая песни Минни мы слышим ее фантазии, ее мечты, ее желания, но мы услышим их так, как если бы они были наши собственные» |
Помощь в переводе: Коробкова Надежда |
| В меню на верху Вы можете также найти и ознакомиться с толпой представительниц музыкального рода из зарубежных стран, представленных на отдельных страницах.
|
|