Карен Энн Карпентер (Karen Anne Carpenter, 2 марта 1950 г. — 4 февраля 1983 г.). — американская барабанщица и певица.
Karen Carpenter родилась в семье Агнес Ройвер (5 марта 1915 года — 10 ноября 1996 года) и Гарольда Бертрама Карпентера (8 ноября 1908 года — 15 октября 1988 года) в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.
В 1963 году вся семья переехала в пригород Лос-Анджелеса Дауни.
Старший брат Карен, Ричард, проявил интерес к музыке в раннем возрасте (он слушал пластинки своего отца, когда ему было всего три года. У отца, работавшего в контейнерной корпорации, было всё: от классики до музыки биг-бэндов. Ричард развил такой же эклектичный вкус в музыке. Гай Митчелл, Перри Комо, Патти Пейдж и Нэт Кинг Коул были его особыми фаворитами, как и гитарист Лес Пол и его жена Мэри Форд, а также слушал как и диксиленд-джаз Реда Николса, так и комедию Спайка Джонса и его City Slickers).
В возрасте восьми лет он начал играть музыку сам. Его первым инструментом был аккордеон, но вскоре он отказался от него в пользу фортепиано. К 15-ти годам он изучал фортепиано в Йельском университете и был участником трио фортепиано/бас/ударные, играя на площадках в Нью-Хейвене и его окрестностях. Родители считали его вундеркиндом и больше уделяли ему внимания, чем Карен. С матерью у Карен были очень сложные отношения.
Первыми словами Карен были «пока-пока» и «перестань», последнее было сказано в ответ Ричарду. Ей нравилось танцевать и к четырем годам она была зачислена в классы степа и балета; позже ей понравилось играть в софтбол на улице.
К концу 1964 года музыкальный талант Карен начал пробуждаться. Теперь, будучи ученицей первого года в старшей школе Дауни и играя на глокеншпиле в духовом оркестре, она была вдохновлена игрой на барабанах своего товарища по группе Фрэнки Чавеса (Frankie Chavez). Дома она начала добавлять собственные ритмические аккомпанементы к некоторым из своих записей, используя пару палочек для еды и набор барных стульев в качестве ударной установки.
 |
Карпентер хотела барабанную установку "Ludwig", потому что на ней играли её любимые барабанщики Джо Морелло и Ринго Старр. Чавес убедил её семью купить установку "Ludwig" за 300 долларов и начал показывать ей, как играть. Её энтузиазм к игре на барабанах привёл к тому, что она научилась играть сложные ритмические рисунки, освоила технику игры и хваты, такие как традиционный и парный хват. Она была талантлива, занималась каждый день и в течение года уже могла играть в сложных размерах. Ричард позже сказал, что был впечатлен музыкальным талантом своей сестры: она «быстро маневрировала палочками, как будто родилась на фабрике барабанов».
Первой группой Карен стало трио из девушек «Two Plus Two», сформированное с друзьями из школы Дауни-Хай. Они распались после того, как одна из матерей отказалась дать своей дочери разрешение выступить на их первом концерте.
Карен было всего 15 лет, когда брат и сестра объединились с одноклассником Уэс Джейкобсом (Wes Jacobs), тубистом и басистом, для создания «Carpenter Trio». По настоянию Ричарда Карен время от времени пела избранные песни, но в основном трио было инструментальным ансамблем, поскольку отличительный голос Карен только развивался и она была не очень довольна звучанием. Однако к началу 1966 года голос Карен значительно окреп и, хотя он все еще был немного грубоват, развился достаточно, чтобы привлечь внимание многих.
 |
Через одноклассника для Карен и Ричарда было назначено прослушивание у непревзойденного сессионого бас-гитариста западного побережья Джо Осборна (Joe Osborn). Осборн и его партнер недавно запустили лейбл звукозаписи «Magic Lamp» и искали новые таланты. Прослушивание было назначено примерно на час ночи, поскольку Джо обычно работал в студиях до полуночи, и проходило в гаражной студии Осборна у него дома в долине Сан-Фернандо. Ричард играл, Карен пела, а затем было принято решение записать и прослушать. Результат был невероятным: голос Карен был рожден для записи и в мае 1966 года родители Гарольд и Агнес Карпентер подписали контракт для Карен с молодым лейблом (поскольку Карен была несовершеннолетняя). Карен Карпентер выпустила свою первую сольную пластинку «Looking for Love» / «I'll Be Yours» в 1967 году на лейбле «Osborn's Magic Lamp». Было выпущено всего 500 копий. Из нескольких записанных песен две, написанные Ричардом, но названные сольными записями Карен Карпентер, были выпущены как сингл «Looking For Love and I'll Be Yours». Это было начало, но оно ни к чему не привело. У небольшого лейбла не было оборудования для распространения и продвижения, и он закрылся в течение года.
А дальше произошло то, о чем мечтает каждый молодой артист. Трио Ричарда Карпентера вышло в финал престижного любительского конкурса талантов «Битва групп» в Hollywood Bowl 24 июня 1966 года и одержало победу. Холодный чай был любимым напитком Карен и Ричарда, и он сочинил амбициозную инструментальную композицию с таким названием, которая стала демонстрацией тубы Уэс Джейкобса и игры Карен на барабанах. Оригинальность группы поразила судей.
Рецензируя шоу в «Los Angeles Times», Леонард Фезер (Leonard Geoffrey Feather) написал: «Музыкальным сюрпризом вечера стало трио Ричарда Карпентера, замечательного оригинального солиста, который получил награды как лучший инструменталист и руководитель лучшего ансамбля. Рядом с его пианино сидели Карен Карпентер, его талантливая шестнадцатилетняя сестра за барабанами и басист Уэс Джейкобс, который забавно и уверенно играл на тубе».
Когда Ричард шел с Карен на парковку, к ним подошёл мужчина, чтобы поздравить их и спросил, не хотят ли они сделать пробные записи. «Мне было девятнадцать, я был самодовольным, полным себя, и мы только что победили», — говорит Ричард. «Я сказал ему, что у нас уже есть контракт. Он попросил позвонить ему, если что-то изменится, и дал мне свою визитку». На этой карточке было написано его имя: Нили Пламб {Neely Plumb}, известный менеджер поп-музыки с гигантской компанией RCA Records. Ричард быстро взял себя в руки и сказал, что, на самом деле его сестра подписала контракт с небольшой компанией в качестве певицы, а вот трио — нет. (Ричард был подписан только как автор песен с «Light-Up Music», издательским подразделением Magic Lamp Records.) Пламб сказал, что его интересует их инструментальное звучание.
Выяснилось, что Пламб хотел разработать звучание «рок-тубы», подчеркнув уникальность Уэс Джейкобса. В сентябре трио подписало контракт с RCA и было записано одиннадцать треков, но комитет RCA проголосовал против них всех. С рассветом психоделии они не увидели коммерческого потенциала в джазовом трио. Потеряв уверенность в том, что им удастся закрепиться на RCA, Ричард, Карен и Уэс приняли предложение компании в несколько сотен долларов за расторжение контракта.
В 1967 году трио распалось. Джейкобс решил, что его путь лежит в концертную музыку и покинул трио, чтобы учиться в Джульярдской школе.
Карен окончила среднюю школу Дауни весной 1967 года, получив премию «John Philip Sousa Band Award», и поступила на музыкальный факультет в Long Beach State , где выступала в хоре колледжа с Ричардом.
В этот период Ричард сформировал вторую музыкальную группу с сестрой Карен, которая теперь пела чудесным голосом, обладая характерным трёхоктавным контральто. Его однокурсник Джон Беттис (John Bettis) был одним из её участников, как и еще трое студентов, Лесли Джонстон ( Leslie Johnston), Гэри Симс (Gary Sims) и Дэнни Вудхэмс (Danny Woodhams).
Поскольку Карпентер и Беттис написали большую часть репертуара группы, а Ричард создал аранжировки, они назвали себя «Spectrum». Однако, им было трудно привлечь поклонников, так как их звучание было слишком непохоже на хард-рок и психоделический рок, которые тогда были популярны в клубах, и «Spectrum» пострадал в результате. Хотя они играли на разогреве на таких крупных площадках, как «The Blue Law» и «The Whisky A-Go-Go», группа просуществовала недолго и Ричард и Карен вскоре снова стали сами по себе.
Именно в это время Карен обратилась к врачу по поводу своего веса. С ранних лет она была пухленькой и к семнадцати годам, веся 145 фунтов (слишком много для её роста в пять футов и четыре дюйма - 1,63 м.), она почувствовала, что терпела это достаточно долго. Была назначена диета Стиллмана, в которой Карен должна была выпивать восемь стаканов воды в день, избегать любой жирной пищи и принимать некоторые витамины.
Она ненавидела диету, но придерживалась ее жёстко. Встречая Ричарда и Джона после их выступлений в Диснейленде, Карен ходила с ними на репетиции. После этого группа отправлялась в кофейню «Coco's» за молочными коктейлями, луковыми кольцами и бургерами — едой, которую она обычно поглощала с жадностью. Но она не отступала от своей задачи и потеряла двадцать пять фунтов за эти шесть месяцев в 1967 году — и оставалась в своем новом весе около 120 фунтов с тех пор до 1973 года.
Молчаливый Джо Осборн стал стержнем следующего шага группы. Теперь, когда Ричард поверил, что его навыки аранжировки, манера пения его сестры и их наложенный вокал были тремя ключами к их будущему, Джо предложил им вернуться в его студию. Там, в середине 1968 года, записав все вокальные партии самостоятельно, они записали три трека: новую композицию Ричарда «Don't Be Afraid» и композиции Карпентера-Беттиса «Your Wonderful Parade» и «a cappella Invocation» . Результаты были «потрясающими», решил Ричард после трех сессий. Они попали в выигрышную колею.
«Звук Карен был там. Это был просто вопрос правильной песни, и мы были близки». Он смело решил, что они с Карен сформируют свой собственный новый звук, и к чёрту все эти причудливые названия. Они будут «Carpenters», без префикса, так как Ричард посчитал, что это звучит хипстерски и в том же стиле, что и «Buffalo Springfield» и «Jefferson Airplane». Хотя Карен все еще считала себя в первую очередь барабанщицей, которая поёт, - Ричард чувствовал, что в её вокале гораздо больше потенциала.
После двух лет борьбы за прорыв, летом 1968 года наступил всплеск активности, который привел их на верный путь к успеху.
С Карен на барабанах, Ричардом на фортепиано и талантливым басистом Биллом Сиссиоевым (Bill Sissoyev), нанятым специально, они прошли прослушивание в CSULB весной 1968 года с коротким попурри из «Dancing in the Street» и «The Shadow of Your Smile». Показав технически сложные фортепианные соло, вставленные Ричардом, чтобы продемонстрировать свои способности, а также вокальный талант Карен и соло на барабанах.
«A&M Records» подписали контракт с «Carpenters» на запись в 1969 году.
Карен начинала как барабанщик и солистка группы и изначально она пела все свои вокальные партии за барабанной установкой.
После того, как в обзорах появились жалобы на то, что у группы нет центральной фигуры на живых выступлениях - людям в зале было сложно разглядеть Карен за ее установкой, - Ричард и менеджер Шервин Баш (Sherwin Bash) убедили её встать у микрофона и петь хиты группы, пока другой музыкант играл на барабанах (бывший участник «Disney Mouseketeer» Кабби О'Брайен (Cubby O'Brien) много лет был вторым барабанщиком группы).
Начиная с концертного тура «Carpenters» 1976 года и продолжая после этого, Карен давала показательные выступления, в которых она перемещалась по сцене, играя на различных конфигурациях барабанов.
Она предпочитала барабаны Ludwig, включая малый барабан Ludwig SuperSensitive, который она очень любила. Однако она не играла на каждой записи группы «Carpenters». И также она была единственным приглашенным барабанщиком на «Ticket to Ride и на Now & Then», за исключением «Jambalaya».
Ричард Карпентер пристрастился к Quaalude (во время гастролей по США в 1976 г. выяснилось, что таблетки от бессонницы, которые Ричард периодически принимал с конца 1971 года, превратились для него в настоящую зависимость). «The Carpenters» часто отменяли концерты и полностью прекратили гастроли после концерта 4 сентября 1978 года в «MGM Grand» в Лас-Вегасе.
Ричард, с поддержкой и запугиванием со стороны семьи и друзей, решил «взять ситуацию в свои руки» и в январе 1979 года отправился в реабилитационный центр на шестинедельную программу. По разным причинам первые три недели были «адом на земле», говорит Ричард, «но после этого все действительно начало меняться, и, конечно, все к лучшему». Тем не менее, все это было монументальной переменой для Ричарда, и он решил, что было бы разумно не погружаться сразу в работу, а в значительной степени отдохнуть остаток 1979 года.
Однако Карен не из тех, кто будет сидеть, сложа руки. И воспользовалась этим временем записать свой сольный альбом. Единственная проблема заключалась в том, что Ричард (и другие) знали, что она не в надлежащей физической форме, чтобы взяться за такой проект. (Во время шестинедельного пребывания Ричарда - Карен пришлось снова лечь в больницу из-за истощения и низкого веса.)
В 1979 году Карен начала запись в Нью-Йорке сольного альбома с продюсером Филом Рамоном (Phil Ramone).
В 1980 году Карен исполнила попурри из стандартов в дуэте с Эллой Фицджеральд в телевизионной программе «The Carpenters Music, Music, Music».
К 1980 году «Carpenters» вернулись в студию, работая над новыми треками.
В 1981 году, после выпуска альбома «Made in America» (который оказался их последним), «The Carpenters» вернулись на сцену и отправились в несколько промо-туров, включая появление в программе «BBC Nationwide».
«Now» была последней песней, которую Карпентер записала в апреле 1982 года.
Постоянный круг записей и гастролей начал сказываться на здоровье Карен Карпентер. Похудение и здоровое питание стали модными в начале 1970-х годов, особенно в Калифорнии, следящей за своим имиджем. Так же, как и престижность посещения тренером частных домов для наблюдения за упражнениями. Несмотря на бесчисленные нагрузки на её тело из-за путешествий, беспорядочного питания, её тяги к нездоровой пище и изнурительного рабочего графика, Карен поддерживала свой вес.
Когда ранее Карен увидела фотографии себя на концерте в озере Тахо в августе 1973 года, она пришла в ужас. Некрасивое платье обнажило ее живот, - и она наняла «гуру тренировок», чтобы он посетил её дом.
Она купила «Hip Cycle» - компактный велотренажёр для лежачего положения (прим.: тренажер для езды на велосипеде, который используется в физической терапии и как средство для спортивного фитнеса. Он помогает увеличить силу и мобильность мышц бёдер и коленей, а также тонизировать бёдра за счёт роста мышц и сжигания калорий) и занималась на нём каждое утро, лежа в постели, и брала его с собой в турне. Ее «гуру» посоветовал ей перейти на высокое потребление углеводов и она исключила из своего рациона большинство известных калорийных продуктов, особенно мороженое, которое она любила.
Затем произошло нечто, что её действительно напугало. По мере того, как она увеличивала объем упражнений вместо того, чтобы терять вес, она стала несколько мускулистой. «Она определенно начала набирать массу. Она не была слишком тяжелой, — говорит Ричард, — но вес на нее наваливался».
13 ноября 1973 года Карпентеры стали гостями на специальном выпуске Боба Хоупа (Bob Hope). Когда, вскоре после этого, Карен увидела видеозапись шоу, она сказала Ричарду о своей внешности. Осознанно недовольная тем, как она выглядит, она заверила его, что намерена «что-то с этим сделать». Он согласился, что она выглядела полнее, чем раньше. Разговор прошел как незначительный.
Она прекратила большую часть упражнений, которые, по её мнению, были слишком мышечно-наращивающими, и начала то, что она считала обычной диетой, ничем не примечательной или даже не заметной для других. Это было просто достаточно разумно, заверила она Ричарда, чтобы сбросить несколько фунтов, которые были необходимы. Оглядываясь назад, он теперь думает, что «набор веса», вызванный упражнениями, мог стать поворотным моментом, который усилил ее решение строго контролировать свой вес.
Никто не может быть уверен, когда именно укоренились ее анорексические привычки, рассказывает Ричард, – в основном потому, что Карен всегда осознавала свой вес. Она часто отмечала, как сильно она ненавидит свою фигуру «песочные часы».
1974 год не вызвал никаких тревожных сигналов, поскольку Карен считалась одной из многих молодых женщин, заботящихся о своем здоровье, и поскольку у неё была причина следить за своим весом, почему кто-то должен был этому удивляться? На фотографии для обложки журнала «Rolling Stone» от 22 мая 1974 года, в майке, кепке и с оптимистичным выражением лица, которое было частью ее фирменной привлекательности, она выглядела сияюще счастливой и здоровой.
Однако, менее чем через год, Карен погрузилась в период, который Ричард считает началом упадка и смертельным. К сентябрю 1975 года из-за начавшейся нервной анорексии её вес снизился до всего лишь 91 фунта, что лишило Карен ее обычной высокой энергии и заставило ее взять двухмесячный отпуск для восстановления.
Позже в том же месяце Ричард летал в Токио и Лондон на пресс-конференции, на которых он объяснил, что Карен истощена и что распроданные туры в Японии и Великобритании переносятся на следующий год, что стало чудовищным ударом для фанатов, промоутеров и A&M Records.
К концу 1981 года Карпентер принимала заместительную тиреоидную терапию, чтобы ускорить свой метаболизм. Она принимала лекарство в сочетании с повышенным потреблением (до 90 таблеток за ночь) слабительных, на которые она долгое время полагалась, что заставляло пищу быстро проходить через ее пищеварительный тракт.
В январе 1982 года Карен переехала в Нью-Йорк, чтобы провести большую часть следующих 11 месяцев, посещая терапевта пять раз в неделю для лечения анорексии.
В апреле она совершила короткую поездку в Лос-Анджелес для визита, во время которого было записано несколько ритм-треков с рабочими соло, включая «Now и You're Enough».
Карен вернулась в Нью-Йорк, где с конца апреля до середины ноября она проводила больше времени на терапии и, в конечном итоге в больнице, поскольку терапия не приносила ей никаких результатов. Она сбросила вес до 80 фунтов. Именно в больнице, используя процедуру, известную как гипералиментация, её вес увеличился примерно на 25 фунтов. Хотя она явно тяжелее и выглядит здоровее, чем выглядела недавно, Ричард считал, что все просто не так; вес был набран искусственно, Карен больше не обладала своей безграничной энергией, и, что самое главное, он считал, что жизнь ушла из её глаз. Чувствуя, что худшее позади, Карен вернулась в Лос-Анджелес в ноябре с планами возобновить свою жизнь и карьеру.
В декабре 1982 года она дала своё последнее выступление в школе своих крестников. (Учитывая то, что должно было произойти, выяснилось, что последним выступлением «The Carpenters» было 3 декабря 1978 года, благотворительное представление в театре Long Beach Pacific Terrace для хора CSULB.)
Всего несколько недель спустя, 4 февраля 1983 года, она была найдена без сознания в доме своих родителей в Дауни, где она гостила. Хотя её срочно доставили в больницу, вскоре после этого она скончалась от сердечного приступа – побочного эффекта её долгой борьбы с болезнью.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
В ранних интервью Карен Карпентер не проявляла интереса к браку или свиданиям, полагая, что отношения не выдержат постоянных гастролей, добавляя: «Пока мы большую часть времени в дороге, я никогда не выйду замуж», что музыкальный бизнес создает трудности в знакомствах с людьми и что она отказывается выходить замуж просто ради замужества.
Позже она встречалась с несколькими известными мужчинами, включая Майка Керба (Mike Curb), Тони Данзу (Tony Danza), Тома Бахлера (Tom Bahler), Марка Хармона (Mark Harmon), Стива Мартина (Steve Martin), Алана Осмонда (Alan Ralph Osmond) и Билла Хадсона (Bill Hudson).
После бурного романа Карен вышла замуж 31 августа 1980 года за Томаса Джеймса Бёрриса (Thomas James Burris) (он был на 9 лет старше её и имел 18-ти летнего сына).
Карен Карпентер хотела детей, но Беррис перенес вазэктомию (хирургическая операция, целью которой является стерилизация мужчины). Брак не был счастливым и распался через 14 месяцев.
В сентябре 1981 года Карпентер пересмотрела свое завещание и оставила свой супружеский дом и его содержимое Беррису, но все остальное завещала своему брату и родителям, включая её состояние, оцениваемое в сумму от 5 до 10 миллионов долларов
Два месяца спустя, после ссоры на семейном ужине в ресторане, Карпентер и Беррис окончательно расстались.
Карпентер подала на развод 28 октября 1982 года.
4 февраля 1983 года Карен стало плохо с сердцем в доме родителей. Она была доставлена в больницу, где скончалась спустя 20 минут. Причиной смерти была названа сердечная недостаточность, вызванная анорексией.
Карен похоронили 8 февраля 1983 года.
Томас Джеймс Бёррис, с которым к моменту смерти Карпентер находилась в бракоразводном процессе, снял своё обручальное кольцо и бросил его в гроб.
Karen Carpenters "We've Only Just Begun" on The Ed Sullivan Show on October 18, 1970