«Никого не должно колыхать, если меня вдруг приспичит в 69 лет наяривать рок-н-ролл, одевшись в довоенные платья!»
Корделл Джексон (
Cordell Jackson), известная также, как "рок-бабуля", выдавшая в 1991-м совместный рокабилли-сет с Брайаном Сетзером (Brian Setzer), известна гораздо масштабнее, нежели музыкальный апологет, - она не только основатель стиля, но и первая в США женщина-звукооператор; первая женщина, основавшая рекорд-лейбл; первая женщина - сессионный музыкант и один из первых профессиональных продюсеров вообще.
Родилась в Понтотоке, шт. Миссисипи. Ее отец был скрипачом в знаменитом ансамбле «Pontotoc Ridge Runners», привил юной Корделл любовь к музыке.
Она освоила гитару, затем - пианино, затем - бас, и в 12 лет уже выступала с ним в живых радиоэфирах. Позже она натренировалась играть на банджо, мандолине, губной гармошке и даже стала выпускать свои гитары, блеснув знаменитой линией «Hagstrom». В 1943 году она вышла замуж за Уильяма Джексона и переехала в Мемфис, где и провела всю оставшуюся жизнь.
Корделл Джексон - своего рода икона, - это самобытнейшая фигура на музыкальной сцене Мемфиса, где ее все любят и помнят. До недавнего времени каждый август она собирала у себя на дому сколь угодно фэнов и принимала участие в других культурных мероприятиях. Снималась в кино, продюссировала диски "полковника" Роберта Морриса (Colonel Robert Morris), участвовала совместно с Брайаном Сетзером в телевизионных рок-дуэлях, а в конце 90-х при участии Дэна Роуза (Dan Rose) из компании «The Split» выпустила видео-версию «The 50's Rock on the Moon of Memphis, Tennessee + an Oddity», которая задумывалась еще в те годы, когда технологий музыкальных клипов не существовало вообще!
Согласно своим заверениям журналу «Kicks magazine» у Корделл "... был выбор между сельским пижоном и пижоном городским, и горожанин победил!" В Мемфисе она стала выступать в составе бэнда «Fisher Air Craft» и занялась сочинительством песен, успешно выступая с группой в конкурсах, подобных «Hillbilly Song».
Но реальное превращение Корделл в легенду рокабилли как и первые жизненные достижения, начались в 1947 году, когда она приобрела у «Kabakoff Radio» звукозаписывающее оборудование. По данным биографа Корделл Джексон, - Мириам Линны (Miriam Linna) «...живя в Чикаго, она проводила дни и ночи среди катушек с песнями и наработками своих друзей». Она также записывала фонограммы для исполнителей, обитавших на студии Сэма Филлипса (Sam Phillips), еще до того, как он основал собственную компанию «Sun Records» («Студия Солнце»).
В 1956-м Джексон создает «Moon Records» («Компания Луна»), ставшей знаменитой благодаря синглу «Beboppers Christmas» к фильму «Rock and Roll Christmas». Очень скоро она нащупала ходы, способствующие популяризации стиля рокабилли. Наибольший успех принесла ей работа с группой «Большая четверка Аллена Пэйджа» («Allen Page and the Big Four»), сбежавшей со студии Филлипса.
«- Летели на Солнце, попали на Луну» - ёрничал впоследствии журнал «Kicks magazine». Аллен обрел неплохую славу благодаря синглам «Dateless Night» и «She's the One That's Got It».
Уже в 70-е-80-е годы, ведя дела в Мемфисе, Джексон вывела в люди забавную персону по имени Макси Перл (она же - Минни Перл (Minnie Pearl)), - продвинутую до быстрых заработков даму, написав для нее песню «Football Widow», которая до сих пор звучит в на местых станциях в разгар футбольного чемпионата.
Занималась христианскимскими тематическими радиопердачами. Собственное же международное призвание получила чуть позже, - уже в кругах поклонников рокабилли. Популяризующие подзабытое направление среди молодежи Алекс Чилтон (Alex Chilton) и Тэв Фалько (Tav Falco), позвали Корделл к себе в помощники. Она аккомпанировала группе Фалько «Panther Burns», играя как свои давние «Dateless Night» и «She's the One That's Got It», так и новый материал. В 1983 году Джексон выпустила четырехтрековый диск «Knockin' 60».
Раздобыв при помощи коллекционеров синглы эпохи «Moon Records», Корделл сумела воссоздать дух своей компании в рамках компиляционного альбома «The 50's Rock on the Moon of Memphis Tennessee: An Oddity». Он был очень быстро разобран фанатами и не
переиздавался.
Достаточно недавно на студии «Schubas» ею был записан альбом «Cordell Jackson: Live in Chicago», широко раскрывающий как гитарный стиль Корделл, так и неуемное чувство юмора.
Интервью, взятое у Корделл Джексон Джимом Портером (James Porter) и Джейком Остеном (Jake Austen).
Из журнала «Roctober», июнь 1993 год

Упомяните в компании имя Корделл Джексон и большинство людей никак не прореагирует. Намекните на "пожилую леди с гитарой" из пивного шоу, стянувшую носки с чувака из «Stray Cats» - и понимание наладится.
Просто примите во внимание, что 80-летняя - это вовсе не Клара Пеллер 90-х. Она - вполне реальный и весомый персонаж в мире мини-медиа, эпизодически появляющийся на широкой публике в шоу Дэвида Леттермана (David Letterman), на MTV и упомянутых пивных празднествах компании «Budweiser».
Ее история начинается в миссисипском городке Понтоток, где одна музыкальная семья пополнилась девочкой, талантливой до игры на гитаре, фортепиано и басу, что в совокупности с влиянием дяди на местное радио, способствовало ее локальной популярности.
С момента переезда в Мемфис в 1943г. - и по 1956 г., Корделл пребывала в тени, создавая базу для собственного лейбла «Moon Records», который успешно выстрелил синглом «Beboppers Christmas» для фильма «Rock and Roll Christmas». Корделл помогла выпуститься будущим легендам рокабилли Джо Уоллесу (Joe Wallace), Ерлу Паттерсону (Earl Patterson) и Аллену Пэйджу (Allen Page), - чьей визиткой впоследствии стала песня Джексон «Dateless Night». Статья в авторитетном журнале «Kicks», пропагандирующем психоделику, рокабилли и гаражный панк, заверяла потенциального слушателя Джексон в том, что «..Питер Габриэль - отдыхает!»...
К сожалению, активное освещение творчества Корделл в прессе началось лишь в 1987 году,
благодаря журналу «Spin». Дама, поставившая на ноги группы «A-Bones» и «Tav Falco's Panther Burns» просто не могла сделать что-то "не так".
В прошлом году мы могли наблюдать "Корделл в действии" в Чикагском «Cubby Bear lounge», где свой взгляд на культуру Юга. Это было нечто! Пиво реально подстегнуло миссис Джексон к активному влиянию на слушательские массы.
Никто из гостей мероприятия не мог предположить, что "дама из толпы" может так жахать на гитаре!
Ответная реакция доселе вареной аудитории была более, чем отчаянной. Во время этого импровизированного праздника около семи симпатичных леди в обтягивающих джинсах и ковбойских сапогах оккупировали стойку «Jagermeister», принявшись под чаруюший рок составить конкуренцию в пивопоглощении суровым парням. Отрыв, словно при посещении «Rush» или «Division»! Атмосфера праздника - как в цирке, плюс - гитарный угар Корделл, заряжающий зрителя подобно электростанции. Фишка в том, что никакого бэкграунда, никакого джемования! Джейк сказал: «я только-что услышал гениальнейший американский панк!..» и заразил меня идеей телефонного интервью с Корделл. К моменту беседы та уже направлялась в Мемфис...
Итак, интервью с Корделл Джексон:
«Roctober»: - Расскажите, как и зачем начиналась компания «Moon Records».
Корделл Джексон: - На студии Сэма Филлипса «Memphis Recording Services» я делала демо-записи, ему приглянулись мои песенки «Rock and Roll Christmas» и «Beboppers Christmas», - пробиваемые для пластинки «The Fifties Rock on Moon», он сообщил мне, что предрождественский выпуск не получится, однако со следующего августа обещал со мной поработать. Но к моменту предполагаемого контракта Сэма Филлипса здорово "приподняла" вещица Джерри Ли Льюиса «Crazy Arms», и он начал от меня ускользать. Я заявила своему мужу: "хочу хороший музыкальный старт!"
- И как ты это сделаешь?
- Уже сделала. Я только что позвонила на «RCA Victor» и заявила о своем желании!
И я их пробила и Чет Эткинс (Chet Atkins) потом мне перезвонил...
«Roctober»: - Ого! Он вежливо ответил?
Корделл Джексон: - Он всегда общался вежливо. Он ответил: «давайте я переключу Вас на И.Дж.Хаймса (E.J. Himes), - руководителя отдела любительских записей...» И все получилось нормально. И.Дж.Хаймс ответил, чтобы мы явились вместе с мужем. Вот так я покинула «Sun», чтобы затеять «Moon». Это было совершенно безответственное решение: я не надеялась, что на меня обратят внимание как в 19, так и в 79 лет! Мистер Хаймс предложил нам заняться на досуге придумванием названий для лейбла. Из десятка вариантов пятый и был пресловутой "Луной" («Moon»).
«Roctober»: - А первым?
Корделл Джексон: - «Дэна», - от имени моего младшенького. Еще были «Flame» («Пламя») и «Fire» («Огонь»), и еще куча всего... Так и создали лейбл. По мне, так «Луна» олицетворяет меня саму.
«Roctober»: - На Вас не смотрели косо, как на независимую женщину?
Корделл Джексон: - Смотрели, но так было во всем. Так и сейчас происходит. До сих пор есть люди, не воспринимающие меня серьезно.
«Roctober»: - Кто, например?
Корделл Джексон: - "Мажорные" лейблы. Они всегда присматривают. Им всего мало, вот и смотрят.
«Roctober»: - Вы так и не выросли в крупную компанию. Как Вы конкурируете?
Корделл Джексон: - У меня есть менеджер, есть деловой агент. Я сплю и вижу, как "поднять" песню, я пишу партии, я собираю всех вместе, я иду ва-банк, я не представляю себе жизни без продюссирования.
«Roctober»: - Ага, по собственной воле. А хотелось работать с крупным лейблом?
Корделл Джексон: - Не особо. Для того, чтобы что-то делать хорошо, нужно свое дело полюбить. Я недостаточно крепка, чтобы уживаться в компании. Думаю, «Anheuser-Busch» открыли меня как человека. Единственное, что ограничивает - так это возраст. Мне незачем тратить нервы на грызню, когда есть люди, которые ко мне и так тянутся. Здоровье не купишь.
«Roctober»: - Тоже верно.
Корделл Джексон: - Вот почему я так быстро транжирю все доходы. А будь я на крупном лейбле, доход бы составлял самоцель. Конечно, я не стала бы влиять на сотрудников, для которых только это важно, но и тормозить процесс не хотелось бы. В общем, палка о двух концах. К примеру, есть у меня исполнительница, Сьюзан Сент Джон (Susan St. John). Я написала для нее целый кантри-альбом. Я никогда раньше не писала кантри и не продюссировала женщин за исключением себя. Вот для нее я поищу "мажорный" лейбл, ибо времени, чтобы делать карьеру девочке - нет совсем.
«Roctober»: - Ваши соображения о том, каково быть одной из самых оригинальных рокерш?
Корделл Джексон: - Только одно. Мне совершенно неважно, оригинален рокабилли или рок-н-ролл. Я просто играю как на душу ляжет, с тех пор, как Элвису исполнился год.
«Roctober»: - Ваше платье на выступлении... Это Ваша повседневная одежда
или сценический костюм?
Корделл Джексон: - Оно из тех, что "сшиты для ТВ". Люди присоветовали мне одеться потеплее, и они были правы. Когда я терзаю гитару, то кутаю ноги. Обычно я ношу парадную южную одежду, но пришлось нарядиться в куртку.
«Roctober»: - А еще вы громко играете.
Корделл Джексон: - Это я Вам гарантирую: красивое платье и звук на всю мощь!
«Roctober»: - Попадались ли когда Вы начинали, другие гитаристки?
Корделл Джексон: - Ни одной. Хотя, не факт, что я хорошо помню те дни. Вы, к примеру, можете напомнить мне мой последний инструментал?
«Roctober»: - Можем.
Корделл Джексон: - Вот-вот. Это из времен Билли Бёрда (Billy Bird), когда все соло гитаристы пиликали на одной струне. Мужчины как сговорились, чтобы не подпускать меня к микрофону. Я не хвастаюсь! И приходилось перебарывать себя, чтобы не давать волю эмоциям. Сейчас об этом много говорится на телешоу, где я бываю, но поразить публику истинным умением и ныне не дадут. Женщинам было очень тяжело. Не знаю, плохая ли я, хорошая, или себе на уме, но только, когда людям приятно мое умение, - приятно и мне.
«Roctober»: - И нам такие акции по душе, честно. Мы можем закрыть глаза на то, что почтенная тетенька наяривает на коммерческой вечеринке, нам важно ЧТО в итоге выходит.
Корделл Джексон: - Это такой вопрос Вы задаете?
«Roctober»: - Нет, просто - мысли вслух. Кто или что повлияло на Вашу
музыку?
Корделл Джексон: - Это просто... У папы была своя банда... э... мастеров.
То, что я всегда делала - весьма похоже на творчество этих людей, даже собственные гитары. А теперь слушайте внимательно: мой любимец - Чак Берри, - все дело в энергетике, которую человек вкладывает в инструмент при игре, я это вижу, поскольку сама играю энергично.
«Roctober»: - Точно! Мы так и думали. Это и наш любимец!
Корделл Джексон: (смеется) - Ну, и каково это слушать? Вы непрерывно вникаете во все, что я выдаю, или подмечаете для себя интересные детали?
«Roctober»: - Ну, в основном - действительно потоком, хотя в особом ключе, есть куча мощных аккордов, от которых Вы легко отказываетесь, решаясь сказать очередную фразу. Характерно, что все соло обыгрываются риффово. Мы уверены, что по нашему рассказу вы подметите черты стиля человека по имени Линк Рэй (Link Wray) точно?
Корделл Джексон: - Ага.
«Roctober»: - Это лишь самая броская часть. Мы большие фэны Линка Рэя, поэтому в наших глазах сравнение - как похвала Вам.
Корделл Джексон: - Что ж, спасибо! Трудно сразу принять сравнение, поскольку я всю жизнь выбираю ноты и длительности собственными руками, рождая их изнутри, поначалу трудно сообразить, что кто-то может чувствовать также. Но со стороны - слышнее.
«Roctober»: - По мне, так музыка просто замечательна. Я знаю, что у каждого собственный путь к ее созданию. То есть, по Вам не скажешь, что Вы подглядели в учебнике пару характерных фраз и заявляете: «Это будет мой стиль!»
Корделл Джексон: - Я не знаю ни одно женщины, и близко стоящей к моему исполнению. Понимаю, сейчас люди улыбнутся. Я думаю, что моя музыка дает слушателю целую гамму хороших переживаний. Уверена, что большинство ощущает эту энергию.
«Roctober»: - Подтверждаем: это действительно так. Вам знакома дама
сделавшая знаменитым Бо Дидли (Bo Diddley)? Все звали ее Герцогиня, она играла у него на концертах и в записях В 50-е - 60-е годы. Неужели Вы ничего о ней действительно не слышали?
Корделл Джексон: - Нет.
«Roctober»: - Так вот, если поставить в ряд ее, Сильвию из «Mickey» и Вас...
Корделл Джексон: -Так. Теперь я знаю и про Сильвию из «Mickey»...
«Roctober»: - А как насчет девушки по имени Лори Коллинз (Lorrie Collins) из «Collins Kids»?
Корделл Джексон: - Кажется, слышала.
«Roctober»: - Она была знаменита в 50-е. С нею было много телепередач.
Корделл Джексон: - В Нью-Йорке есть хорошая группа с женской гитарой. Возглавляет парень по имени Эксль. Довольно хорошая компания для девушки.
«Roctober»: - Вы появлялись на MTV совместно с барабанщицей. Мириам Линной, из «A-Bones»
Корделл Джексон: - Она - жена Билли Миллера, - владельца журнала «Heck-Kicks». Оба - мои хорошие друзья и любимцы. Они играли мою песню «Dateless Night». Слышали?
«Roctober»: - Конечно. Но другую версию. Тэва Фалько. Вы знаете эту версию?
Корделл Джексон: - Ага. Тэв выпустил ее вторым. У меня сейчас в работе девушка. Сюзан Сент Джон, - мой первенец в кантри-стиле, она также исполняет рок-н-ролл, так вот, первая версия исполнена ею.
«Roctober»: - Мы ее видели. А вы вообще пьете "Budweiser"?
Корделл Джексон: - Ничего крепче воды и молока. Не пью ни коку, ни пепси.
«Roctober»: - В мемфисе 50-х - 60-х был целый букет лейблов, таких, как «Hi», «Stax» и, конечно же, - «Sun»...
Корделл Джексон: - У меня куча наклеек с их названиями. Уже клеить некуда. Сохранилось больше сотни.
«Roctober»: - Что?! Почти всех лейблов Мемфиса?
Корделл Джексон: - Лейблов, выпустивших хотя бы сингл. Их было около 700.
«Roctober»: - Вам удалось сохранить лейбл «Moon»?
Корделл Джексон: - Конечно, я же - собственник. Лейбл не продала, и не бросила. Лишь я одна. Продала лишь все, что сумела выпустить, каждую пластинку.
«Roctober»: - Молодцом!
Корделл Джексон: - Больших денег не заработала, но все это время радовала народ музыкой. Некоторые фирмы сгорают после первой же пластинки. Некоторые - после трех. Я пишу историю Эстелл Экстон. Книгу о самом светлом, что было в том времени. О женщинах-продюсерах Мемфиса, о том, как ими выпускались первые тиражи. Почти готовы статьи про Эстелл Экстон (Estelle Axton), Дженни Картер (Jeannie Carter), Хуаниту Туллис (Juanita Tullis) и Эвелин Грейс (Evelyn Grays), - все это - женщины, выступавшие от своего имени. О том, как Экстон открыла стране доселе неизвестную Отис Реддинг (Otis Redding)...
«Roctober»: - Которая в семидесятые исполнила хит «Disco Duck»?
Корделл Джексон: - Да, было 28 или 30 версий этой песни.
«Roctober»: - А что Вы слушаете сейчас?
Корделл Джексон: - хм.. Марка Колли (Mark Collie), слышали такого?
«Roctober»: - Конечно. Кантри-певец. «Born and Raised in Black and White» - его песня.
Корделл Джексон: - Мы планируем собраться и что-нибудь записать. Что именно - пока не решила.
«Roctober»: - От лица всех фэнов заявляю: было легко и приятно с Вами беседовать.
Корделл Джексон: - Большое спасибо! Я тоже очень рада нашему общению.
Перевод и авторская идея: