Нина КОКОРЕВА. Music Box №54, интервью Натальи Тереховой. НАТАЛЬЯ ТЕРЕХОВА. НЕГОЖЕ ЛИЛИЯМ ПРЯСТЬ? Гитарное созвездие мирового рок-н-ролльного небосклона составляют необычайно яркие звёзды – имена их все знают, легендарные биографии зачитаны до дыр, великолепные соло давно разобраны понотно и переиграны миллионы раз… Но весь этот ослепительный блеск Богом данного таланта является лишь верхушкой айсберга, в подножье которого сотни тысяч судеб музыкантов, посвятивших свою жизнь непростому делу – игре на гитаре и не попавших в списки фаворитов судьбы, в которые вписать своё имя весьма проблематично даже гитаристу-мужчине, а если гитара в женских руках, то это становится почти невозможным. Однако подобная анонимность не мешает артистам, выбравшим гитару делом всей своей жизни, не изменять ей, даже оставаясь в тени, как не мешает и некоторым женщинам заниматься этим, как считается, сугубо мужским делом, взламывая три священные печати женского бытия – кирха, кухня, киндер. С одной из амазонок гитары мы и хотим вас познакомить – итак, Наталья Терехова. | ||
MUSIC BOX: Как формировались твои музыкальные пристрастия? НАТАЛЬЯ ТЕРЕХОВА: Родилась я 7 июля в середине конца прошлого века в городе Алма-Ата, Казахстан. Музыкальная карьера началась в третьем классе в качестве исполнителя оркестра русских народных инструментов местного дома культуры – я зажигала на мандолине. Музыкальные пристрастия начали формироваться с пластинки «Бременские Музыканты», а конкретнее – с песни «Баю-баюшки-баю» и текста «Не могу я спать у стенки, упираются коленки» – весьма хардовая и драйвовая темка! Далее – выступления для родственников на стуле (я думаю, у многих стул был первой сценической площадкой), организация концертов перед близлежащими домами и гастроли по соседним дворам, громкое «пение» «Крылатых качель» на всю улицу непосредственно на самих качелях (не обошлось и без травм – пару раз эти самые качели изрядно стукнули меня по голове, сформировав тем самым окончательное развитие моей персоны в качестве рок-гитаристки). Склонность к хард-н-хэви, рок-н-роллу и другим стилям «нелёгкой музыки» предопределило присутствие и насыщенное звучание в этих направлениях электрогитары – манящее и завораживающее. Я была просто уверена, что тоже могу играть. Когда стукнуло 10, родители купили мне первый после мандолины инструмент – акустическую советскую гитару с грифом на ощупь как «ногу друга пожимаешь» и струнами, под которыми после 12-го лада свободно проходила моя ладошка. К сожалению, ни в одной музыкальной школе, как и в доме пионеров, не было тогда преподавателей по гитаре. Я имела кое-какие навыки от мандолины и, опираясь на них, начала самостоятельно, по самоучителю, осваивать новую игрушку. Покупала партитуры пьес, высчитывала ноты и их расположение. Даже подписала прямо по всему грифу названия каждой нотки и струны. Первая электрогитара появилась уже после окончания школы. Синий Lead Star (made In Germany), купленный в тайне от родителей. Уж никак они не хотели растить ребёнка-гитариста: были абсолютно уверены, что Макаревич днём работает на заводе, а вечерами играет в МАШИНЕ ВРЕМЕНИ, и что такой профессии не бывает – на гитаре играть. В целом формирование шло в сложных условиях непонимания и недооценки скрытой и нереализованной энергии весёлого и активного ребенка. Из групп, которые поспособствовали занятию музыкой в детстве, могу отметить ВЕРАСЫ и СКАЛЬДЫ. До них у меня на виниловых пластинках были только музыкальные сказки, и было ещё очень-очень далеко до того времени, когда мне пали на ухо настоящие зарубежные рок-коллективы. MB: Как случилось, что гитарная музыка стала для тебя делом жизни? НТ: Честно – пробовала всё! Чем только можно было заниматься – занималась. Астрологией, магией, йогой, гипнозом, гаданием в тёмном подвале с последующими воплями и побегом в рассыпную из оного, редкими готическими шрифтами. Везде ходила – во все дома пионеров, во все школьные кружки: лепила, рисовала, шила, вязала, клеила, складывала, выжигала, резала, точила, паяла, разводила… Всеми игрушками играла: куклы, пупсики, кинжалы, автоматы, паровозы, машинки, мячики, дочки-матери, казаки-разбойники… Словом, перемерила на себя все виды областей жизнедеятельности человека. Выбор в итоге пал на три предмета: музыка, орнитология и культуризм. К сожалению, из-за состояния здоровья про изучение птиц в полях пришлось забыть. Остались музыка и бицепсы. В настоящее время прошлые занятия на поднятие тяжестей себя оправдывают – гитару, примочки, костюм (это на круг 18 кг) плюс 2 кг косметики на лице могу самостоятельно донести до концертной площадки. MB: Расскажи о своём вкладе в борьбу за эмансипацию? (Имеется в виду твоя творческая биография) НТ: С раннего детства меня делили на девочку-гитаристку и мальчиков, которых брали в разные группы. Мне же говорили: «Девочек не берём, потому что они выходят замуж и не постоянны в своих увлечениях». Доказать, что гитара и я – это одно целое, было просто невозможно. И что в результате? Я остаюсь до сих пор пожалуй единственной российской девушкой-гитаристкой, дожившей до преклонного возраста прямо на сцене, а все те «стабильные мальчики» давно «вышли замуж» и бросили музыку. Но тогда… Коротко о главном:
Отметилась я на этом поприще и в интернете: Единственная русскоязычная женская рок-энциклопедия «Гитаристка.ру» (www.guitaristka.ru) – интернет-проект «Rock-Lady, творящие безумство». Идея стартовала в ноябре 2003 года. Если кто-то желает поддержать отечественного производителя, просим проучаствовать информацией о Rock-Lady и музыкальным материалом. На сайт принимаются только музыканты (любые играющие на любых музыкальных инструментах – хоть на ложках – девушки)! Просьба вокалистками не беспокоить. MB: Мужской шовинизм – дело известное. Например, они придумали такой анекдот: «Муж спрашивает жену блондинку: ”Дорогая, какую машину ты хотела бы для себя?” Та, не задумавшись ни секунды, отвечает: “Синюю! Отлично подойдёт к новой блузке!”» Но мы-то знаем, что дело обстоит не так экстремально. Поделись, пожалуйста, как ты подбираешь для себя инструмент и на что должны обратить внимание девушки, выбирая гитару? НТ: Девушки? На продавца, конечно же! Может, гитара уже и не понадобится… А мужской шовинизм? – ну, мы их тоже любим, всё взаимно... Выбор гитары не имеет отношения к половой принадлежности выбирающего. Меня как-то спросили: «В чём отличие женской гитары от мужской?..» Ответила так: «Традиционно моются в разных банях – раз; женская требует больше внимания, денег, жилой площади, развлечений, косметики, нарядов, корпоративов – два; и (самое главное!) их нельзя класть в один чехол на ночь – могут быть укулеле!» Выбор инструмента основывается на личных ощущениях, желаниях, требованиях, определённостях, симпатиях, опыте. Следует отдать предпочтение возрасту гитары. Это что касается саунда и удобства приятного использования гитары в качестве музыкального инструмента. По вопросу технических характеристик надо предварительно собрать информацию об изготовлении инструментов, чтобы в общих чертах представлять какие сочетания пород дерева, звукоснимателей и медиаторов наиболее приближены к тому самому звуку, который летает в вашей голове (делая скидку на пространственную акустику головы, естественно…) MB: Многие меломаны, утверждая, что женщинам нечего делать в рок-н-ролле, ссылаются на то, что достичь успехов в этом многотрудном деле им мешают особенности анатомии, психики, мировосприятия и т.д. Получается, что «кухарка может управлять государством», но брать в руки гитару ей всё-таки не стоит, а редкие исключения, которые всем нам известны, в данном случае только подтверждают правило. Что ты думаешь по этому поводу? НТ: Чаще мешают сами меломаны, потому как особенности психики у всех людей зависят от окружающего нас давления на психику. Если женщина к своей нежной анатомии дополнительно наделена «мужскими» способностями, знаниями, особенностями, то её мужчины просто боятся. Не в том смысле, что ночами им следует позаботиться о памперсах. Часто мужчине проще видеть рядом намазанную куклу, не наделённую разумом, взамен получая ощущение гордости и теша самолюбие тем, что рядом с ним такая классная баба, чем, увы, проигрывать красивой, умной и сильной женщине. Поэтому все, кто говорят о том, что где-то женщине не место, сами и являют в том самом месте собой слабый пол. Без комментариев… MB: Если музыканту говорят «ты просто второй Сатриани (Satriani)» или «ты просто вторая Дженифер Баттен (Jennifer Batten)», надо ли принять это как комплемент, или стоит задуматься? НТ: Когда хотят выразить своё мнение, всегда пытаются сравнить с чем-либо подобным, а субъект сам определяется со своей значимостью. Для одного сравнение с Сатриани – это круто и это комплемент, а другой человек решит, что его таким образом «низко опустили»… Лично меня радует, что я первая Наталья Терехова… MB:Поделись своими впечатлениями о гламурном походе в «Модный Приговор»… НТ: Начнём с подготовительной части. Всё затеял мой друг юности Виталий, с которым мы не виделись почти 20 лет. Однажды в марте 2009 года он обнаружил меня в сетях мирового Интернета... Оказывается, русскоязычные жители Германии очень любят смотреть русские каналы, и у них весьма популярны разные подобные шоу-программы. Виталик, даже не подозревая о последствиях, отправил в «Приговор» заявку на меня, приложив фото с плаката в концертном имидже. Уже на следующий день утром мне в шоке позвонили с программы и срочно пригласили на съёмку. Далее последовал процесс сложных переговоров, т.к. я отказывалась от участия, а первый канал несколько раз в день меня умолял сделать передачу. Результат общего безобразия многие уже видели, а для тех, кто не в курсе, эта программа в архиве выложена на моих сайтах. Мои же впечатления неоднозначные. Если раскрывать карты, то собственный выбор вещей происходил в каком-то бункере за городом, и выбирать было особливо нечего. С трудом за 6 часов поисков я слепила из найденных моего размера предметов кое-какие сочетания. Выбор стилистов был организован в центре Москвы, в дорогом бутике авторского дизайна. Там любая тряпка уже могла претендовать на статус шедевра. Позабавил подход стилистов ко всему этому. Понятно, что у них там конвейер, но выдать мне 39-й размер обуви на мою 37-ю ногу, аргументировав, что цвет подходит к платью, было забавным. Ибо я, выйдя на подиум, не смогла сделать даже пары шагов, как эти босоножки улетели с ноги. Пришлось их догнать. В смысле не стилистов, а тапочки… MB: Есть ли у тебя время «глазами красить облака», или твой день полностью загружен? Чем ты занимаешься помимо творчества? НТ: Очень люблю смотреть и на облака, меняющие формы – от мистических существ до ботинка, и на звёзды, угадывая Млечный Путь и Большую Медведицу, и слушать тишину со сверчками, но чаще… Как и в музыке, игре на гитаре, так и во всей остальной своей деятельности я самоучка. С некоторых юношеских пор не люблю испытывать зависимость от чего-либо или от кого-либо. Быстрее научиться и всё сделать самой, чем дождаться, когда кто-то выполнит обещания. Так пришлось в личных целях освоить языки программирования и стать веб-мастером по созданию сайтов. Теперь времени на сон практически не остаётся. Все 24 часа плотно заняты: концерт-интернет-репетиция-веб-решения. Лучшим отдыхом от одного дела является занятие другим делом. MB: Чего бы ты хотела пожелать для себя и – прости за пафос – для музыки? НТ: Я люблю стабильность, надёжность, конкретность, уверенность в партнёрах по общему делу, пунктуальность. Чего и желаю не только себе. Музыке бы хотелось пожелать не атрофироваться окончательно. Мне всегда было интересно слушать и исполнять сложные замороченные аранжировки, состоящие из многих частей, неожиданных решений. Скажем, по примеру PINK FLOYD, SAVATAGE, KING CRIMSON, MARILLION. Или, если речь о популярной музыке, меня интересуют песни с музыкальной насыщенностью с постоянным развитием и кульминацией на коду. |
Webmaster: Natalie Terekhova | Copyright © 2010-2019 | All rights reserved | Хостинг от Atlex.ru |