одновременно и притягивало и отталкивало. Оно нравилось любителям андеграунда, явно предвещая нечто скандальное, и вызывало резкую аллергию у всяческих "комсомольских работников" в широком смысле этого слова, призванных умирающей в те годы системой "совка" дискредитировать вырвавшиеся наконец "на волю" различные неформальные молодежные группировки и объединения, в том числе музыкальные. Таким проверенным системой комсомольцам и поручалась организация различных фестивалей в то время, и уж тем более, каждый из официально зарегистрированных рок-клубов находился строго под их присмотром
. Офигенно здорово было таким простым способом иметь самую свежую информацию о количестве, местах тусовок, настроениях неработающих (!) страшных, но симпатишных неформалов. Неудивительно, что на некоторых фестивалях слово "женская" опускалось, и группа работала под названием "Болезнь".
По количеству состава "ЖБ" явно побила все рекорды. Оно и понятно: собрать нескольких молодых своенравных музыканточек на репе еще было возможно, но чтобы они уживались вместе и шли на какие-то компромиссы по отношению к группе и друг к другу в течение продолжительного времени - это было нонсенсом.
- состав, в котором "ЖБ", отрепетировав раз пять на базе ЭСТ под чутким руководством Жана Сагадеева, дала свой первый концерт на Горбушке:
- барабаны.
Жан, томимый славой Лемми, и взяв на себя всю ответственность за успех или провал русско-язычных Girl School, буквально выпихнул девчонок на сцену, будучи их отцом и первым фанатом.
Шуму наделали много - зал от такой "женской неожиданности" просто ходил ходуном, а будущие Ночные Волки, забравшись на сцену, просто уселись вокруг девчонок, как разбойнички вокруг костра.
Первоначальный стиль группы можно определить как примитивный панк, тексты были написаны Ириной Смирновой. Хит ЭСТ "Перестройка" из первой программы "ЖБ", вошел в сборник, изданный в Германии и после того, как А.Ф.Скляр привел на репетицию голландского парня Хольгера - также в фильм Video Half-official c участием русских рок-команд тех лет.
, затем формируется состав, в котором был записан магнитоальбом "Женская Болезнь" (1990г.):
- барабаны на большинстве концертов, где стиль игры уже вполне можно назвать треш-металлом;
, наслушавшаяся профессиональных басистов и не терпящая бабской размазни по струнам, уже не доверяет бас-гитару никому кроме себя; шестиструнная
, везёт на себе гитару с освежающими соляками, не свойственными для женских групп;
от души барабанит также "за себя и за того парня". Записано несколько вещей.
Интервью Владимира Марочкина с Ольгой Суворкиной
(источник www.marochkin.livejournal.com)
Когда-то в газете "Дверь в рокенрол" я опубликовал небольшое интервью с Ольгой. Сегодня я с грустью вспоминаю тот разговор...
РОКЕНРОЛ КАК ПРОБЛЕМА ПОЛОВ
Женщина в рокенроле - явление довольно редкое. И потому, что издревле считалось, что рокенрол - не женское дело; и потому, что гитара довольно тяжела для женских плеч.
ОЛЬГА СУВОРКИНА - одна из немногих представительниц прекрасного пола, что отдали душу за рокенрол.
Владимир МАРОЧКИН: "Очень хочется знать, почему тебя привлек рок, а не обычная, скажем, эстрада?"
Ольга СУВОРКИНА: "Я училась в одной школе с Толиком Крупновым и Костей Калачевым, генсеком пивной партии, надо же было кому-то ответить и за женщин. Ну, я и приняла огонь на себя и вошла в горящую избу. Музыкальную школу по "фоно" я к тому времени уже окончила, а гитару как бы хотелось. И первая моя гитара, которую я выклянчила у одной из подруг, была шиховская шестиструнная гитара. После двух недель моей игры у нее отлетел порог и с ней вообще ничего нельзя было больше сделать. В то время Крупнов уже вовсю занимался гитарой-бас, я же, как любитель, бренчала на трех аккордах песни "Машины Времени" и "Воскресенья" и к электрогитаре подошла поздно."
В.М.: "Но все же подошла!"
О.С.: "И сразу же это была "Женская Болезнь" - других названий даже не предусматривалось."
В.М.: "Скажи, а гитара не очень тяжела для женщины?"
О.С.: "Мне в свое время объяснили так (почему-то это был мужчина, а женщин-гитаристок я в то время не знала): представь себе, - сказал он, - что ты - беременна и у тебя впереди висит пять кг. Я не хотела этого представлять, а потому взяла в руки гитару."
В.М.: "Первый состав "Женской Болезни" у многих в памяти запечатлелся в образе Джанис - с ней группа получила первый успех на "Фестивале Надежд" в 1989 году."
О.С. Собрал и пнул нас на первый концерт буквально после трех репетиций Жан Сагадеев. Волновались мы изрядно, но Жан сказал, что драйв и запах хорошие. На басу у нас тогда играла его сестра Валя Сагадеева. На вторую репетицию Скляр привел к нам Хольгера, немецкого кинорежиссера, который включил "Болезнь" в свой фильм о русском роке: там мы пели "Перестройку". И до сих пор у меня остались хорошие отношения с первым составом, они всегда меня поддерживают в тяжелую минуту."
В.М.: "Потом был фестиваль в Свердловске "Металлопластика-2", где, как я помню, группа получила Приз Зрительских симпатий. Жюри скинулось и купило вам огромный букет роз... Ты любишь цветы?"
О.С.: "Я слабо надеюсь, что я все-таки женщина, поэтому люблю цветы, особенно те, что мне дарят от всей души, от всего сердца."
В.М.: "Однако тебе не всегда удавалось выдерживать чисто женский состав группы, как ты хотела изначально..."
О.С.: "Чисто женский состав приносит очень большие проблемы (замужество, беременность участниц и т.д.), поэтому иногда у нас появлялись и мужские особи, то на басу, то на барабанах. Но всегда это было вынужденным шагом: я, в конце концов, хотела играть! На Фестивале Надежд у нас на басу играл парень, он оделся в костюм Бабы Яги, однако не пытался выдать себя за женщину. У него были здоровенные кроссовки 45-го размера, которые он все время выставлял напоказ. После концерта мнения разделились, одни говорили: "Какую клевую басистку они взяли!" Другие:"Ну и страшная у них басистка!" Когда я спросила его, чего он вперед к публике не вышел, он ответил, что боялся, что его за юбку вниз стащат."
В.М.: "На рок-лабораторском фестивале "Что выросло - то выросло" на барабанах у вас играл, помню, Валера из группы "Кантор"..."
О.С.: "И сейчас у нас играет парень-гитарист. Но иногда я задумываюсь, с кем проще иметь дело: с женщинами и их женскими проблемами или с хорошими музыкантами-мужчинами и их женами, у которых такие же женские тараканы в голове. Я это к тому, что я не циклюсь, если у меня играет парень - значит, так надо. А потом я давно пришла к выводу, что женщинам в силу природы их организма недостижимы некоторые чисто рокерские фишки: свободная импровизация на гитаре, например: для женщины это невозможно. В этом, я думаю, и сказывается разница двух полов."
В.М.: "Тем не менее на западной сцене с успехом существуют чисто женские составы."
О.С.: "Мне никогда не нравились чисто женские группы, ни Bangles, ни Girl Scool. Мужского начала в них нет. В лучшем случае это будет хорошая копия чего-то уже сыгранного мужчинами. Даже имидж на сцене - и тот содран с мужиков. Ни одна женская рок-группа не держится как женщина. Поэтому я всегда ориентировалась на мужские группы. Безусловно, есть исключения, уникальные единицы типа Джэнис Джоплин, но все это - певицы в окружении мужчин."
В.М.: "Как влияет твое отношение к другим женщинам на темы "Женской Болезни", о любви ведь вы почти не поете?"
О.С.: "Женские проблемы - это не только любовь. Это иногда и наркотики, и ведьминские штучки, и, конечно, болезни, о которых на нашей сцене кроме нас никто не поет, но ведь все девушки знают об этом и имеют какое-то представление в связи с этим, и поэтому понимают наши песни с полуслова."
В.М.: "Коли ты ориентируешься на мужские составы, значит, можно говорить и о какой-то зависимости от мужчин?"
О.С.: "Напротив, мы сидим без спонсора, хотя и имеем из-за этого ряд проблем: у нас до сих пор не вышло ни Си-Ди, ни винила, ни даже профессиональной кассеты. Зато мы делаем то, что мы хотим, в частности, я никогда не могла определить, в каком стиле я играю. Однажды, например, я хотела играть трэш - и я его играла."
В.М.: "В этом проявляется, конечно, твое женское непостоянство?"
О.С.: "Я бы сказала: женская независимость."
В.М.: "А вот..."
О.С.: "Не замужем и не была..."
В.М.: "А что ты предпочитаешь: юбку или брюки?"
О.С.: "Иногда приходится надевать юбку."
В.М.: "А ты не пробовала появиться на сцене на шпильках?"
О.С.: "При грузе-то в пять килограмм, что висит впереди меня? Нет! Опрокидывающий момент может сработать. Знаешь о таком?"
В.М.: "А ты помнишь, у Роберта Палмера был шикарный клип, где его сопровождала женская группа, вся в черном и на шпильках?"
О.С.: "Боюсь, что гитары у них были из пенопласта."
В.М.: "Как известно, существуют женская живопись, женская поэзия, женский роман, которые я - честно говоря - воспринимаю с большим трудом, а бывает ли женский рок?"
О.С.: "По-моему, женской музыки как таковой нет. Женская рок-музыка - это либо слепое подражание каким-то мужским группам, либо это сопли и слезы, которые будет слушать только совершено неискушенный в рок-музыке человек."
В.М.: "Но есть музыка, предназначенная в основном для женского уха..."
О.С.: "Если ты имеешь в виду Гари Мура, то он интересен мне как гитарист, я просто обрадовалась тому, как он играет на гитаре, насколько он единое целое с гитарой. И "Дайр Стрейтс" - то же самое. Но мне совершенно не интересен Мальмстин, пока он играет классику, потому что ее лучше слушать такой, как она есть, то есть в классическом варианте. А подобная техника, как правило, достигается тупым высиживанием: масса часов за инструментом, но внутри - ничего."
В.М.: "То есть, ты хочешь сказать, что для женщины высокая техника не важна?"
О.С.: "Даже если женщина и достигает более-менее высокого уровня владения инструментом, вполне возможно, что ей самой нечего при этом сказать."
В.М.: "Что же в таком случае для женщины в музыке является главенствующим?"
О.С.: "Безусловно, чувства."
В.М.: "Но тогда вполне можно сказать, что авангард, равно как и любой другой радикализм, не для женщин?"
О.С.: "Ну, в принципе, да. Есть, конечно, исключения из правил, но об этом как о всеобщем движении говорить нельзя, как в музыке, так и в политике."
В.М.: "Как ты относишься к феминисткам?"
О.С.: "Я, конечно, не феминистка, нет. Но пусть мужчины хоть что-то делают! Пусть они хотя бы руководят, если другого не могут!"
В.М.: "Ты не хотела бы, чтобы вернулся матриархат?"
О.С.: "Нет. Просто я верю в мужчин, хотя многие из них сейчас представляют собой нечто женоподобное в плане характера и своих действий. Но очень бы хотелось, чтобы эти привнесенные извне качества исчезли - этого хочется всем женщинам."
В.М.: "Кто ты, кстати, по знаку Зодиака?"
О.С.: "Я - Дева, мудрая и рациональная. А по тибетскому гороскопу я - Змея, и мне лучше всего со Львами, Львов я люблю, Львы, которые меня окружают, все хорошие."
В.М.: "Слышал я, что ты только что, как говорится, вечерней лошадью из Египта. Нефертити вдохновила тебя на новые подвиги?"
О.С.: "Вдохновил меня фараон - ведь я же не лесбиянка!"