= SHONEN KNIFE =
Основа и движущая сила японской группы
Shonen Knife - это сестры
Наоко Ямано (Naoko Yamano, вокал, гитара, бас, клавишные) и
Ацуко Ямано (Atsuko Yamano, ударные, бас, вокал).
В 1981-м году, в Осаке они вместе с
Мичи Накатани (Michie Nakatani, бас) сформировали группу и начали создавать свою музыку, по большей части под влиянием их любимых панк-рокеров Ramones, Jam и Buzzcocks, а также Kiss. Назание Shonen Knife произошло от марки японских карманных ножей. Трио понравилось, как эти два слова - "Shonen"
(в переводе с японского - "мальчик") и "Knife"
(англ. "нож") вместе образуют ощущение чего-то прелестного, но опасного. Сочетание как нельзя лучше соответствовало их идеальному имиджу и вскоре стало названием группы.
В 1982-м году состоялось их первое выступление - в Осаке. Никто из участниц не играл до этого на традиционных для рока инструментах. Это, однако, не помешало их энергичным выступлениям и цепляющей панк-музыке (исполняемой как на английском, так и на японском языках), получить мгновенную известность не только по всей андерграундной сцене Японии, но и за её пределами - в США и Британии. Несмотря на то, что в те времена рок-музыка во всем мире, а тем более в Японии, считалась делом мужским, Shonen Knife не испытывали какой-то дискриминации, наоборот - по словам Наоко, мужские группы хотели играть с ними, и у них не было недостатка в концертах.
С 1983-го Shonen Knife выпустили несколько дисков на независимых лейблах, которые еще больше расширили круг фэнов группы по всему миру. В 1989-м году в США даже вышел трибьют Shonen Knife - диск «Every Band Has A Shonen Knife Who Loves Them», в записи которого приняли участие такие группы, как Sonic Youth и L7.
Это также способствовало огромному пополнению рядов их фэнов в США. В 1991-м в Японии вышел их четвертый инди-альбом, а также два EP: «Neon Zebra» и «Space Christmas» (второй занял 1-е место в хит-параде инди-групп в Британии). В том же году группа "засветилась" в новостях CNN, а также участвовала в шоу «John Peel Session» на BBC и выступала в качестве открывающей группы с Nirvana.
В 1992-м состоялся "выход" на мировую сцену с дебютным альбомом «Let's Knife» на крупном лейбле Virgin. Девушки отправились в тур по Британии. Они были приглашены на Reading Festival, а также снова появились на «John Peel Session». 1993-й также был посвящен концертной деятельности - на этот раз они побывали не только в Британии, но и в других странах Европы, и в США (в Британии они снова выступали вместе с Nirvana).
Второй альбом, «Rock Animals», увидел свет в 1994-м. В том же году они участвовали в «Conan O'Brian Show» на NBC и в туре Lollapalooza по США и Канаде.
После выхода в 1996-ом году их третьего диска, группа отправилась с концертами в Сингапур и Гонконг, а в следующем году - в Австралию и Новую Зеландию. 90-е годы вообще были насыщены концертными турами по всему миру, участием в фестивалях. Новые диски также выходят практически ежегодно. Кроме собственно альбомов, группа выпускает несколько компиляций, а также участвует в дисках-трибьютах, посвященных различным музыкантам.
В конце 90-х волна популярности альтернативных рок-групп пошла на убыль, и Virgin прекратила контракт с группой. В 1999-ом группу покидает Мичи, а сестры Ямано решают дальше работать вдвоем и основывают собственный лейбл, названный по их первому альбому - «Burning Farm». Это оказалось даже лучшим вариантом для Shonen Knife, потому что теперь никто не может диктовать им условия, и они обладают полными правами на свои песни. Кроме альбомов Shonen Knife, их лейбл также выпускает диски японских групп, которые им нравятся - кому как не Наоко, с её огромным опытом работы в музыкальной индустрии, знать, как продвигать японскую музыку за границей. После выпуска компиляции молодых японских групп Shonen Knife также провели тур со множеством местных групп в каждой префектуре Японии.
С рождением дочери Наоко пять лет назад группа несколько притормозила свою деятельность, однако они продолжают регулярно записываться и выступать. Последним полноформатным релизом Shonen Knife на сегодня является альбом 2003-го года «Candy Rock». На нем они не используют синтезаторы, только гитары, бас и барабаны - инструменты, составляющие основу шарма рок-музыки.
|
Наоко пишет великолепные песни с незабываемыми мелодиями и ироничными текстами. Сама она говорит, что её лирика стала несколько более социально направленной, более серьезной, чем раньше, но все равно довольно-таки циничной. Творчество Наоко пронизано влияниями её любимых стилей - панк-рока конца 70-х и "новой волны". Энергичная игра на барабанах Ацуко - также один из ключевых моментов, определяющих звук записей Shonen Knife. На концертах же она играет на басу, и её живое, яркое выступление является предметом обожания публики. Она также любит создавать сценические костюмы и обложки для альбомов. На выступлениях сейчас группе помогает новая барабанщица -
Мана Нисиура (Mana Nishiura). Так что несмотря на такой длинный путь от начала, Наоко, Ацуко и Мана продолжают играть рок!
* * * * * *
»
Интервью веб-сайта Tower Records с Наоко Ямано (март 2005)
Tower: Ваши четыре первых альбома были недавно переизданы здесь [в США], что обрадовало многих людей. Как эти записи были приняты в Японии, когда они были выпущены первый раз?
Наоко: Когда эти альбомы впервые вышли, рок-сцена была небольшой, и женские группы были редкостью. Наш первый альбом «Burning Farm» был выпущен в количестве 1000 экземпляров на виниле. Сразу же после выхода он был распродан. Так что нам пришлось выпустить еще 1000 штук. Люди в Японии сочли наши альбомы интересными.
Tower: В туре по США в этом месяце Вы отыграете свой 500-й концерт. Туры все еще захватывающее событие для вас или просто часть работы на данном этапе?
Наоко: Конечно, это захватывающе! Для меня это здорово - видеть фэнов Shonen Knife во множестве городов. Хотя, я не люблю долгие переезды.
Tower: Расскажите, пожалуйста, каково это было - открывать концерты для Nirvana?
Наоко: Мы были в турах с Nirvana дважды. Первый раз - в 1991. Мы гастролировали три недели в Британии. Это был наш первый длительный тур. Все для нас было новым. Все участники Nirvana были очень добры и вели себя по-джентльменски. Курт делился со мной сэндвичами с арахисовым маслом и клубничным джемом за кулисами. Дэйв помогал настраивать нашу барабанную установку, потому что мы были непривыкшими к турам тогда. Хорошие воспоминания...
Tower: Было ли сюрпризом для вас получить столько поддержки от таких известных групп, как Sonic Youth в 90-е годы?
Наоко: Да. Это было довольно-таки неожиданно, я не могла понять, что происходит.
Tower: Заполните пропуск: если Вам нравится _______, попробуйте Shonen Knife.
Наоко: Если вам нравится быть счастливым, попробуйте Shonen Knife.
Tower: У вас есть какие-то планы относительно записи нового материала для выпуска альбома в США?
Наоко: Мы записали новый материал в ноябре 2004-ом в Осаке. Все мелодии фантастические. Я сочинила песни об e-mail спаме, японском аниме и т.п. Сейчас мы ищем контракт на выпуск альбома в США.
Tower: Ваша группа вдохновила многих девушек на создание собственных групп. Какие чувства Вы испытываете, будучи образцом для подражания для этих людей?
Наоко: Я чувствую себя счастливой. Мне нравятся женские группы. Девушки должны играть рок!
Tower: Как Вы узнали о таких группах, как The Buzzcocks, когда были моложе? Как Вы тогда познакомились с музыкой?
Наоко: Я нашла статью о Buzzcocks в японском рок-журнале. Журнал с большим восторгом отзывался о них, так что я решила пойти в магазин звукозаписи и купить один из их альбомов.
Tower: Много ли новой музыки Вы слушаете сейчас?
Наоко: Я слушаю новую музыку, но мне больше сейчас нравится рок 70-х, поп, диско и хард-рок. Kiss, Black Sabbath, Rainbow, Iron Maiden...
Tower: И наконец, если бы Вы были отправлены на необитаемый остров и могли бы взять с собой только аудио-плейер, батарейки и десять дисков, что бы Вы выбрали?
Наоко: Сейчас бы я выбрала Shonen Knife, Earth Wind And Fire, Bee Gees, Rainbow, Ramones, Strawberry Alarm Clock, Bread, Buzzocks, Elliott Smith (все диски хитов или самые последние альбомы...)
Перевод: Mirabella