Итак, получаю три картонные коробочки. Надо сказать, по упаковке замечания есть – внешний вид относительно, скажем, «боссовских» коробок слабоват. Картонная некрашеная коробка, с наклеенными черно-белыми этикетками, да и размер великоват – в два раза больше, чем сама примочка. Примочка, обернутая в кусок пупырчатого полиэтилена, лежит внутри… Александр комментирует – «изрядный запас коробок остался от примочек прошлой серии, не могу позволить себе просто выбросить их, так что пока будем паковать в эти коробки»… Что же, невелика беда, тем более, что в основном наши мастера и мелкосерийщики вообще обходятся без упаковки, да и переплачивать за расфуфыренную обертку тоже никому не нужно.
Вынимаю первую примочку. Это «#808». Очень маленький корпус – 110х58х30 мм. Вес, соответственно, тоже невелик. Такую хоть в нагрудный карман можно положить. Очень важный момент для «безлошадных» музыкантов, а также для тех, кому нужно подстраховать какой-либо серьезный преамп – запасная «жужжалка» много места в гитарном чехле не займет. Аккуратная, ровная и яркая покраска. Примочка явно мимикрирует под своего «прародителя» – и по названию (TS808 и «#808»), и по яркой, веселой салатовой расцветке. На этом фоне четко и аккуратно смотрятся белые надписи. Гнезда входа и выхода увенчаны надежными металлическими гайками, а на передней панели красуется стандартная металлическая круглая кнопка байпаса (конечно же, «тру-холодного»!), красный глазок светодиода, тумблер со вкусным для гитариста названием «fat» («жир»), и 3 ручки – «level», «tone», «drive» – черные, мяко-бархатистые наощупь, с яркими белыми рисками-клювиками. Ставлю рядом с зеленой малышкой фирменные примочки – боссовский PS-3, Sans Amp, и антикварный, замоденный в свое время Андреевым ибанезовский «Metal Screamer». Полное ощущение «фирменности», вполне достойный собрат своих именитых коллег. Единственный минус такого, «плоско-коробчатого», дизайна – это менее защищенные от механического воздействия ручки и тумблеры, но зато боссовский корпус почти в 2 раза выше… Впрочем, довольно о внешности! Во мне борются два желания. Одно – поскорее включить примочки, испытать одну за другой в деле, а второе, присущее мне с раннего детства: «а что у нее внутри?» Побеждает второе. Переворачиваю примочку. На задней крышке обнаруживаю 4 резиновые ножки, наклейку с логотипом, пояснениями про полярность разъема питания, рекомендациями по блоку питания и адресом сайта фирмы-производителя. Попутно обнаруживаю, что отдельного лючка для батарейки у примочки нет. Да и есть ли в ней, такой крошке, место для батарейки? Отворачиваю 4 винтика, которые, на удивление, оказались с дюймовой резьбой. Америка, типа… С одной стороны круто, а с другой – потеряется хитрый винтик, где другой такой брать? Крышка снята, и взору предстает промышленного вида печатная плата, с красивой аккуратной пайкой, блестящей под зеленью лака. Обращает на себя внимание грамотная, без причудливых лабиринтов, разводка дорожек – это и для звука немаловажно. Батарейка примостилась в конце корпуса на полоске белого поролона. Что же, любопытство удовлетворено, и внутренности примочки радуют так же, как и внешний вид. Теперь самое интересное – будем слушать, как же это звучит?
Включаемся в мою домашнюю диванно-студийную систему – мастеровой аналог JСбл M 800, включенный в колонку с Celestion Vintage 30.
Слушаем «#808».
Вставляю джеки в гнезда примочки – они входят плотно, с ощутимым усилием, сами по себе не выпадут. Сразу бодро зажигается красный глаз светодиода. Беру в руки гитару – мастеровую реплику Телекастера, из ясеня, с 12-магнитным хамбакером. Я никогда не играю совсем чистым звуком, «гейн» усилителя ставлю так, чтобы был легкий подгруз, этакий подхрипывающий чуток звук. Добавляем к этому подгрузу раскачку от «#808». На память сразу приходят ассоциации с звуком Стива Рей Воэна. Искристые, озорные, почти хулиганские звуки. С моим усилителем останавливаюсь на положениях ручек: громкость на 3 часа, тон на 2, драйв от 2 и до упора… Звук очень достоверно «тьюбскриммеровский», теплый, очень прозрачный, в тоже время энергичный. При переключении хамбакера на одну катушку выясняется, что сингловое «стекло» отлично проходит сквозь «#808», не замыливается и не запесочивается искажениями.
Ох, и непростое это дело – гитарный перегруз, ну совсем противоречивые вещи в нем сочетаться должны! Тут вынь да положь, и чтобы искажения были, но сочные, а не песочные, да чтоб динамика была, и тут же сустейн тебе подавай, и чтобы по ушам не сильно резал, но в то же время и миксе чтобы звук читался… Однако, в случае с «#808» придраться мне, собственно, и не к чему. Примочка отлично отрабатывает динамику – и на прибранной ручке громкости на гитаре, и при тихой игре, мы имеем практически чистый звук даже при «гейне» до упора вправо. А вдаришь по струнам покрепче – рычит зверем, да гляди, чтоб динамики не повылетали – по низам атака такая, что как будто под дых кто дал… Затем я поигрался тумблером «fat», который добавляет примочке гейна. Очень занятная штука. У меня в голове вдруг родилось смешное название этому переключателю – «гибсон-страт», или еще можно – «сингл-хамбакер». На любой гитаре, при сольной игре он не повредит, особенно при исполнении чего-либо тягучего, гилморовско-гарримуровского. Гейн, жир, и сустейн поднимается прилично. Однако, при игре на хамбакере подкладов, риффов, включенный «fat» будет, возможно, излишним. Зато он идеально решает проблему игры на бриджевом сингле. Многие «стратоводы» страдают от того, что отдельно взятый бриджевый сингл страта звучит очень резко, в то время как миддл уже слишком «мыльный», не говоря уже об их сочетании… Стратовский (равно как и телекастеровский!) бридж-сингл, с «#808», с включенным «fat» дает то, что надо. «Стеклорезный» звук, приправленный сочным жирком, не вызывает никакого дискомфорта.
Я – сторонник мастеровых инструментов. Вторая моя гитара – копия Gibson Sonex 180, очень почтенного возраста инструмент, 1985 г. выделки, с кленовым грифом и корпусом, с датчиками Seymour Duncan Vintage Blues. С ней «#808» ведет себя также очень достойно. Степень жирности, сочности, сустейна еще больше увеличивается. На нэке с включенным «fat» гитара просто поет сама… Что же, Александра можно поздравить! Поставленная задача (чуть позже, в интервью, сам разработчик пояснит многие нюансы и сложности) – возсоздать знаменитый тьюбскриммеровский звук, на мой взгляд, успешно решена.
Что же, теперь самое время присоединить к испытуемому прибору его братьев-близняшек – «Big Boss», и «Fat Cat».
Описывать подробно их внешность смысла нет – это «трое из ларца, одинаковых с лица». Те же ручки контроля, тот же тумблер «fat». Отличает их только названия, и цвет. «Big Boss» – угадаете его цвет с 3-х раз? Конечно же, цыпляче-желтый, ибо он является наследником легендарного классического боссовского овердрайва, а «жирная киска» выкрашена в благородный синий «металлик». Не намек ли это на то, что она самая «металльная» из этой серии?
Включаем «Большого босса». Звук его весьма достоверно передает характер звучания вожделенного «того самого, настоящего старого японского драйва». Но это – не бездумно содранная схема боссовской педальки. Сравнив «Big Boss» со «старшим братом», легко заметить, в примочке фирмы «Трио» нету характерного для «Boss» провала по низам. Те, кто имели дело с боссовскими овердрайвами, прекрасно знают, что для получения адекватного звука на комбике приходилось серьезно корректировать частотку: заваливать верха, поднимать низкие частоты. И, как следствие, при выключении примочки, чистый звук был уже не пригоден для использования. «Big Boss» позволяет при эквалайзере комбика, выставленным на нормальный чистый звук, получать правильное соотношение частот. Вообще, надо сказать, что одно из отличий качественной гитары, комбика, примочки заключается в том, что их звук сложно чем-либо испортить. На гитару с плохим деревом надо мучительно подбирать струны и датчики, что бы хоть что-то из нее выжать. Сомнительный аппарат надо изо всех сил «рулить», чтобы добиться чего-то нужного. Выкручивать середину, чего-то прибирать, чего-то добавлять. А когда все правильно, то ставишь ручки посередке, и уже не прогадаешь.
По сравнению со скриммером «Big Boss» подобраннее, посуше, в тоже время поплотнее, с такой ровной серединистой основой. Однако, атака очень хороша, удар медиатора по струне отдается добротным, ярким клацаньем. В этом звуке уже нет того стив-рей-воэновского разухабисто-блюзового озорства. Скорее, он вызывает ассоциации с звуком Карлоса Сантаны. Такой ненапряжный, интеллигентный, достойный. Но, поддав выходного уровня ручкой «level», выкрутив «гейн», и включив «fat», можно добиться уже весьма современного, агрессивного саунда. Ну, а с умеренными настройками это просто очень правильный овердрайв, выгодно отличающийся от современной «фирменно-заводской» продукции очень чистым, прозрачным, разборчивым и сбалансированным звуком.
Про «Big Boss» сложно много чего-то еще написать, он напоминает официанта высокого класса. Официант экстракласса отличается от просто хорошего официанта тем, что вы его просто не замечаете, в то время как хороший может и достать своей избыточной предупредительностью и вежливостью. «Big Boss» так же не выпячивает себя, а максимально проявляет характер гитары, с которой он работает.
Наконец, добираемся и до последнего прибора, включаем «Fat Cat». Характер звука в целом напоминает «Большого босса», но среднечастотная «платформа» уехала в область низкой середины. При гейне, близком к полному, это уже почти дисторшн. При выключенном «fat» середины вроде бы чуть маловато, с включенным тумблером получаем ровное, насыщенное звучание. Играя на «Сонексе», на бридже, я часто забывался, и считал, что это звучит нэк, настолько мощно и плотно звучала гитара через «кошку». Очень хорош при такой конфигурации и бриджевый сингл – звучит ярко, весомо, сбалансировано. При малых искажениях «жирная кошка» намного интереснее обычных дисторшенов, которые обычно звучат в этом режиме очень картонно; однако, при малом гейне она не так ярка и смачна, как «#808» и «Big Boss». Область применения «Кошки», на мой взгляд, ближе к хард-року, чем к блюзу. Хотя, я бы рекомендовал ее для гитаристов, работающих в малых коллективах, типа «гитара + ритм-секция» – насыщенный, жирный звук в таком составе крайне важен. Под конец, вдохновившись выдающимися низами «Fat Cat»,я включил через нее… бас гитару, Ямаху BB-404. Конечно, это не специально разработанный басовый овердрайв, потери по низам по сравнению с байпасом есть, но, звук вполне рабочий! Хотя, это уже надо проверять не дома.
Когда А. Андреев передавал мне свои примочки, он подчеркнул, что это изделия, сделанные профессионалом для профессионалов. И выдавать все, на что они способны, будут только в нормальных концертных или студийных условиях, а не в домашней обстановке. Однако, я специально начал тест дома, памятуя от том, что все же домашних хобби-музыкантов всегда неизмеримо больше, чем профессионалов, и им, возможно будет небезынтересен этот отчет. Специально для диванных гитаристов я провел два диких опыта. Включил все три прибора через старинный вермоновский монитор, который когда-то, в дни моей молодости, почему-то прозывали «мартышкой». Совершенно негитарная штуковина, транзисторная, динамик с высокочастотным конусом на диффузоре. Как ни странно, примочки вполне адекватно звучат и в это древнее чудище. Резковато, плоско относительно «лампы», но не песочат! Вдохновленный таким результатом, решаюсь на самое страшное – пишу «#808» в линию, на звуковую карту в компьютер! Правда, через ламповый микрофонный преамп «Tube Pac», но без всяких спикосимов и гитар ригов. Звучит вполне прилично, даже не верится! Помню до сих пор, как был вынужден прописать в походных условиях соло в линию через Ямаховский овердрайв, так там невесть чего навешали на трэк, кучу каких-то ампосимуляторов, чтобы скрипучий песок хоть как-то разбодяжить, а здесь капелька ревера и чуток компрессора – и звук вполне кондиционный! На студийное качество не тянет, но для демо-записи вполне сойдет. Браво, «#808»! Звоню Александру, рассказываю ему об издевательстве над его примочками. Но, он не удивлен, и рассказывает, что тоже отслушивает свои разработки как на хороших комбах, так и на… скажем так, всяких. – Хорошая примочка, говорит Александр, –хорошо звучит на самых разных аппаратах в силу сбалансированного, выверенного звукового спектра. Так же, как грамотный мастеринг студийной записи позволяет слушать фонограмму без дискомфорта и на mp-3 плеере, и на Hi-End аппаратуре….
Следующая серия наших испытаний продолжилась на репетиционной базе. Гитара – мой мастеровой телекастер, а «#808», «Big Boss», «Fat Cat» по очереди включаются в «голову» «Rivera» KR-55-TOP, нагруженную на кабинет с 2-я Vintage 30. Примочки, чтобы не терять репетиционное время, включаются одна в другую. «Голова» настраивается по обычной схеме – чистый канал доводится до ненавязчивого кранча. Тембр выставляется под чистый звук – чтобы скомпенсировать звонкий ясень телекастера, низ и середина стоит на «2 часа», высокие – на «12».
Примочки оценивает играющий в моей группе барабанщик Владислав, (экс-«Оксана Кочубей-band», «А-Студио»,) который также работает звукорежиссером в студии звукозаписи. Очень высоко оценен «#808» и «Fat Cat». Одним из главных достоинств, по мнению Владислава, является практически нулевая окрашиваемость звука. Все нюансы тембра самой гитары идеально читаются и в «примоченном» звуке. Отмечены также хорошая разборчивость, яркий, прозрачный, незамыленный саунд. Очень понравился Владиславу переключатель «fat». Он так же отметил не просто увеличение гейна, но и некоторое «ужирнение» звука. Все вышесказанное относится и к «Big Boss», но по нашей музыке почти всю репетицию был более всего востребован скриммер, и иногда на энергичных, либо протяжно-сустейновых соло, использовался «Fat Cat». Из пожеланий Влада – от всех примочек хотелось бы еще большей динамики, а от «Big Boss» – большей глубины регулировки гейна. В целом примочки выдержали серьезный экзамен – работа в паре с «башкой», которая стоит свыше 2 000 $, показала отличный результат.
Следующая история – джем-сейшн в «Би-Би-Кинге». Мы в гостях на концерте у моей хорошей знакомой, джазовой певицы Анастасии Глазковой. Здесь совсем другая ситуация! Джаз-бенд играет так тихо, что даже зазвеневший в зале мобильник становится досадной помехой. Обычно, при игре на таком звуке, когда «мастер» на комбике стоит меньше чем на «9 час.», звук гитары тускл и невыразителен. Но пара джазовых стандартов, которые я исполнил с группой Анастасии, показали, что и в этой ситуации «#808» (на джем я взял только его) не ударил в грязь лицом! Играл в ламповый «Ерасов» GTA 40, все ручки на скриммере стояли на «12 час.», звук был звонкий, прозрачный, отлично слышимый в миксе (в данном случае микс был для меня весьма нетрадиционен: барабаны, контрабас, гитара-полуакустика, клавиши). Звукорежиссер «Би-Би-Кинга», Юрий, заинтересовался зеленой коробочкой, стал спрашивать, что за фирма, сколько стоит…
Примочки фирмы «Трио» испытал также мой друг, замечательный музыкант, гитарист театра «Ленком» Олег Зарипов. Примочки на этот раз раскачивали стек «Brunetty 059 Zerocinquenove», с «родным» кабинетом 4х10. Олег играл на Les Paul Custom. Неожиданно, здесь в лидеры выбился «Big Boss»! Оказалось, что вкупе с Gibson его таланты раскрылись в полной мере – гитара с ним звучала потрясающе мощно на риффах, и ярко-певуче на соло. Меня поразило то, что на Gibson, с его-то жирным звуком, да еще на нэке – идеально четко, разборчиво, читаемо звучали даже мудреные джаз-роковые подклады, нашпигованные сложными, надстроенными аккордами. Когда Олег, чуть позже, добавил к разрыв «головы» обработку – немного дилея от«G-force», гитара запела просто фантастически… Высокую оценку Олега получил и скриммер – с его Gibson он хорошо проявил себя на подкладной игре. Ну а «Fat Cat», в данной конфигурации уже был излишним – жира хватало и от Les Paul, «жирная киска» уже мало что добавляла к нему, относительно «Big Boss». Мнение Олега, и его коллеги по группе, известного вокалиста Валерия Каримова: примочки профессионального уровня. Они оба также отметили высокую достоверность звукопередачи, сохранность исходного тембра гитары, очень низкий уровень шума и фона. Олега порадовали маленькие размеры примочки, аккуратный внешний вид.
Вячеслав Капорин, 1-5.08.2007.