Rock Lady на www.Guitaristka.ru
Банкетный Event-Dj, звукооператор, звукорежиссер » диджей на корпоратив, звук и музыка, диджей на юбилей, диджей на свадьбу, рок кавер группа на свадьбу, рок-н-ролльная группа, кавер группа, звукооператор на презентацию, звукорежиссер, свадебный диджей, диджей на новый год
Old Time Rock'n'Roll » музыкальная рок-н-нрольная группа с хитами настоящего рок-н-ролла от 60-х годов
e-mail
 
Web Guitaristka.ru
На главную
К а р т а  С а й т а
Энциклопедия
Д е т и ш к и
  G u i t a r
Наталья Терехова
Елена Сигалова
Алиса Миллер
Лена Машкина
Анна Петрова
Ксения Федулова
Полина Седова
Зарина Рыбакова
Юлия Костерова
Юлия Волконская
Анна Лихачёва
Рита Гершунова
Ирина Кирова
Алина Юдаева
Мила Рожкова
Ира Смышляева
Нина Якименко
Алена Гиндина
Светлана Шигал
Евгения Браганцева
Вячеслава Золотова
Маргарита Клинцова
Гванета Бетанели
Ольга Лесникова
Ольга Хомич
Марина Кошкина
Александра Апрельская
М А Р У С Я
Ж А Н Н А
ЕКАТЕРИНА
Елена Молчанова
Светлана Молчанова
  S t i c k
Айрин Орлеански
  B a s s
Наталья Малишевская
Дарья Шорр
Виктория Короткова
Гелиана Михайлова
Вероника Сёмина
THEreminGIRL
  D r u m s
Нюра Ковалёва
  Rock Vocals
Д Ж У С
Марина Синельникова
Елена Черникова
Оксана Кочубей
Нора Адам
Катерина Ковальски
  Rock bands
L A M I A
M A G I C
Тевтонский Орден
М А Р К И З А
ПРИМАДОННА
Женская Болезнь
К О М Б О
M E R L I N
ДАМА ПИК
СИТУАЦИЯ
ЭКС-МИССИЯ
  M a n i a c s
GIRLS OF THE PLANET !!!
Moscow Females
Rock-Lady USSR
All-Female Bands 1960s
All-Female Bands 1970s
Западные Коллеги
Japanese Rockers
Music Wallpapers
П р и к о л ы
Музыка и Видео
Ссылки по Соседям
Интересные Статьи
В о о б щ е
Ф о р у м
М ы л о  почтой
Новости в формате RSS / XML
при умыкании наших гениальных материалов
с с ы л к а
на сайт
обязательна !
Top.Mail.Ru
Интересные статьи

Сообщество женского творчества на www.MusicLady.ru »

Интересные статьи
Присылайте ваши музыкальные статьи, рассказы, заметки, истории...
Интересные статьи, музыкальные статьи,
рассказы, заметки, истории и другое...

  Раздел для массового скопления музыкальных, тематических, интересных, полезных, занимательных статей, рассказов, заметок, обучающих материалов.

   Если у вас накопилось немного интересной информации и очень хочется об этом сообщить всей интернет-общественности, то присылайте всё на мой

   Все авторские права, копирайты сохраняются за первоисточником. Стыренные тексты из интернета не публикуются. Контент проверяется специальным скриптом на право первоначальной публикации. Исключения: Возможно ранее опубликованные в интернете непосредственно авторские статьи, присланные специально для сайта Guitaristka.ru, с согласия самих авторов, либо самими авторами и подтвержденные ими же. Во как загнула :)


« Назад к новостям
• Версия для печати

01.03.07 Пугатов Евгений - Будни гастрольного звукорежиссера -

Будни гастрольного звукорежиссера

Сегодня подавляющее число концертов российских групп и звезд отечественного шоу-бизнеса проходит в формате солист + фонограмма (минус столько-то) + группа музыкантов. В этом же формате проходят различные музыкальные фестивали, городские мероприятия (типа День города) и праздники. Как быстро и качественно подготовить аппарат к такому концерту, чтобы ничего не забыть и всем было удобно во время выступления? Не собираюсь открывать для вас какие-то истины, просто хочу поделиться личным опытом работы концертного (гастрольного) звукорежиссера.

Не будет преувеличением сказать, что 99 процентов общего объема работы концертного звукорежиссера приходится на саундчек. Для того, чтобы во время концерта можно было спокойно заниматься решением творческих задач, очень важно грамотно организовать и поэтапно пройти весь процесс настройки аппаратуры, музыкантов и солиста. Об этом-то увлекательном занятии мы сегодня и поговорим. Для удобства разделим всю работу на несколько последовательных этапов:

• настройка основной звукоусилительной системы
• настройка микрофона солиста
• настройка эффектов
• настройка мониторного тракта
• настройка фонограммы (ничего смешного)
• настройка музыкантов
• общая настройка и сведение.

Вот мы добрались до площадки. После знакомства с местным звукачом, пока музыканты расчехляют и настраивают свои инструменты, можно поставить в MD свою пластинку и не спеша, наклеивая на микшер Tape для разметки, начать знакомство с техническими и акустическими условиями. Как правило, я сразу ставлю фонограмму того артиста, с которым работаю, прикидывая, что происходит с амплитудно-частотной характеристикой помещения (если мы находимся в помещении), насколько хорошо звук распределен по нему, какова реверберация этого помещения, каков запас громкости основной системы и т. д.

Закончив коммутацию привезенного с собой, а также необходимого в работе местного оборудования, можно приступать непосредственно к настройке основной звукоусилительной системы.

Настройка основной звукоусилительной системы

Процесс настройки основной системы будет зависеть от того, какую конфигурацию эта система имеет. Возможны варианты:
микшерный пульт + эквалайзер +
1 – кроссовер + усилители + акустические системы
2 – контроллер + усилители + акустические системы
3 – усилители + пасивный кроссовер + акустические системы
4 – контроллер + активные акустические системы
5 – активные акустические системы и т. д.

Акустика. Настраивать здесь в принципе нечего. В лучшем случае можно изменить направление излучения, проще говоря, подвигать колонки вправо-влево, вверх-вниз. В худшем случае мы столкнемся с противофазой. Если у нас акустика с возможностью прямого доступа к диффузорам динамических головок, то вычислить эту бестию можно простым дедовским способом. Подключим два провода к входу акустической системы, дотронемся рукой до диффузора любой низкочастотной головки и присоединим свободные концы проводов к девятивольтовой батарее. Если в момент подключения батареи мы почувствуем толчок, положительной фазой акустической системы является провод, присоединенный к плюсу батареи. Если в момент подключения диффузор сместится вглубь акустической системы, положительной фазой акустической системы является провод, присоединенный к минусу батареи. Если некоторые из диффузоров головок сместятся в отрицательном направлении, их контакты необходимо поменять местами. Если диффузоры динамических головок закрыты или их отклонение незначительно, можно определить фазность при помощи специального прибора определителя фазы.
Пассивный кроссовер (частотно-полосовой фильтр). Обычно размещается в акустических системах и в редких случаях имеет переключатели ослабления для средних и высоких частот -3 дБ – 6 дБ. Если вам это необходимо, используйте эти аттенюаторы для изменения АЧХ. Если их нет, то на нет и суда нет.

Усилитель. Многие усилители имеют из органов управления только кнопку включения питания. Некоторые имеют еще и ручки громкости. Если для усиления каждой частотной полосы (низ, середина, верх) используется свой усилитель, то в случае необходимости можно воспользоваться ручками громкости каждого усилителя для изменения баланса между частотными полосами в нужном направлении.
Кроссовер. Имеет потенциометры для изменения уровня громкости на каждую из частотных полос и изменения границы раздела между этими полосами. Также может быть возможность изменения крутизны частотного спада на границе полос и изменения количества этих самых полос (например, три полосы в режиме стерео или пять в режиме моно). Этот прибор чем-то напоминает параметрический эквалайзер. Но если в эквалайзере неверно выбрать частоту, то это приведет лишь к изменению АЧХ, а если неверно задать границу частоты на кроссовере, это может привести к весьма ощутимым искажениям или даже повреждению акустических систем. Например, если границу между средней и низкой полосой выставить ниже того, что могут воспроизвести акустические системы средней полосы, мы гарантированно получим искажения в средней полосе из-за низкочастотных составляющих сигнала, перегружающих среднюю полосу. Так что при настройке кроссовера очень важно, чтобы границы разделения полос на нем, совпадали с частотными диапазонами акустических систем той или иной полосы. Ну а баланс между полосами – это уже в какой-то степени дело вкуса.

Контроллер. В отличие от своего предшественника кроссовера контроллер работает практически в автоматическом режиме, а зачастую вообще изготавливается производителем для работы с конкретной акустикой (JBL,Electro-Voice). Кроме того, что он делит приходящий на него сигнал на полосы, он еще получает и анализирует сигнал с выходов усилителей, что позволяет надежно защищать акустические системы от перегрузок.

Мастер-эквалайзер. Главной функцией эквалайзера является коррекция звучания помещения, так как именно помещение, а не звуковоспроизводящая система вносит наибольшие искажения в звучание. Однако искажения, вносимые звуковоспроизводящей системой, тоже могут быть значительными.

Существует несколько основных способов коррекции амплитудно-частотной характеристики системы звуковоспроизведения:
• при помощи микрофона;
• при помощи тестовой фонограммы;
• при помощи генератора розового шума и анализатора спектра.

Я считаю первый способ самым простым, действенным, максимально адекватным, и, что особенно важно, самым быстрым. Тот же анализатор спектра – это всего лишь удобный прибор для оценки акустических характеристик помещения. Но характеристика звучания, будучи линейной, в отношении контрольного микрофона, вовсе не обязана быть линейной для слухового восприятия. В любом случае второй и третий способы требуют доработки на слух, так что я предпочитаю именно первый и делаю это при помощи того самого микрофона, с которым во время концерта будет работать солист.
Эквалайзер может уже иметь заданную хозяином аппарата "картинку". Не торопитесь ее ломать. Включите эквалайзер в режим bypass и сравните ее с линейной. Возможно, эта "картинка" вас устроит либо потребует незначительных изменений. Если же ваши взгляды на звук с автором "картинки" категорически не совпадают, тогда вперед.
Установите на мастер-эквалайзере линейную характеристику. Возьмите контрольный микрофон в руку. Подключите микрофон к одному из каналов пульта, установите на этом канале линейную характеристику. Начинайте произносить в микрофон магические заклинания ("раз-раз", "проба", "сто двадцать три", "сосисочная" и т. д.) и постепенно увеличивать уровень громкости микрофона. В тот момент, когда система начнет возбуждаться, постарайтесь снять это возбуждение мастер-эквалайзером. После этого еще раз попробуйте увеличить уровень громкости микрофона. Повторяйте эту операцию до тех пор, пока на эквалайзере не выстроится требуемая "картинка".
Так же можно проверить отдельно каждую полосу на эквалайзере. Поставьте на микрофонном входе громкость на 3–5 дБ меньше максимально возможной. Теперь поочередно увеличивайте на мастер-эквалайзере уровень каждой частоты выше 0 дБ. Те частоты, на которых система начнет возбуждаться, необходимо подрезать. Чем меньше уровень частоты, на котором происходит возбуждение, тем сильнее ее нужно подрезать.

Иногда (к счастью, достаточно редко) приходится видеть следующее: все движки эквалайзера, за исключением четырех-пяти штук, находятся почти в крайнем нижнем положении. Спрашивается: не проще ли убрать общий уровень громкости? К тому же не следует забывать, что эквалайзер есть также на микрофонном входе микшера и что кроме вокала будут звучать еще разные инструменты. Очень важно на этом этапе найти баланс между максимально естественным звучанием основной звуковоспроизводящей системы и минимальным количеством ее возбуждения вследствие акустических обратных связей.

Добавлю только, что проблемные места в АЧХ помещений могут быть разными, но наиболее частые проблемные места в АЧХ звуковоспроизводящих систем это 125–160 Гц, 316–400 Гц, 630–800 Гц, 3,15–4 кГц, 6,3–8 кГц.

Настройка микрофона солиста

Как вы уже поняли из предыдущей части, частично настройка микрофона уже началась. Теперь же все по порядку.

Коммутация. Мы знаем, что в нашей системе нет мониторного пульта (наиболее частая ситуация), а вся раздача и коррекция сигналов на мониторы производится с FOH-пульта. Для того, чтобы иметь возможность управлять сигналом микрофона солиста, который идет на мастер, независимо от сигнала, идущего на мониторы, нужно просто подключить микрофон параллельно сразу на два соседних канала пульта. Прежде всего, это позволит иметь разные АЧХ микрофона в мониторах и основной системе, что очень важно. Для этого можно использовать переходник XLR мама на два XLR папа. Теперь, как бы мы ни меняли звук в основной системе, это не изменит наших настроек в мониторах и наоборот.

Чувствительность. Установите на этом канале линейную характеристику. Поставьте ручку gain в крайнее левое положение и нажмите кнопку PFL. Начинайте кричать в микрофон "ахтунг-ахтунг" и вращать ручку gain вправо до тех пор, пока на звуке "ах" индикатор уровня PFL не будет показывать значение 0+1 дБ. Это и есть нормальный уровень чувствительности. Уровень gain влияет не только на уровень, но и на окраску сигнала. Так, завышенный уровень сделает звук более прозрачным и ломким, а заниженный, наоборот, более тусклым. Иногда это можно использовать. Главное, при этом помнить что вкус и чувство меры – прежде всего.

Теперь отстраиваем наш первый (мастер) микрофонный канал.

Эквалайзер. При хорошей отстройке мастер-эквалайзера АЧХ микрофона потребует лишь небольшой коррекции. Можно отстроить микрофон так, что он будет звучать подобно микрофону ведущего на FM радиостанции: жирный низ, яркий верх и мягкая, почти вырезанная середина. Но мы не на радио, и одновременно с солистом у нас будет звучать еще куча музыкантов. При такой настройке голос солиста будет сливаться с остальными звуками и никакой громкостью и эффектами вы не сделаете его разборчивым и внятным. Наша же задача – разместить всех музыкантов в звуковом пространстве соответственно их ролям, как это делает фотограф, размещая участников группового портрета так, чтобы никто никого не загораживал и каждого было видно.
Голос должен звучать достаточно сухо, но плотно. В вокале очень важно звучание среднечастотной составляющей. Если необходимо сделать вокал ярче, чем он есть, не торопитесь поднимать уровень высоких частот. Возможно, предпочтительнее будет немного уменьшить уровень низких частот эквалайзером или обрезным фильтром. Звучание вокала станет легче, а субъективно – ярче.

Динамическая обработка. Подключите компрессор к микрофонному входу через разъем insert. Поставьте уровень порога срабатывания (threshold) на -5–10 дБ, а коэффициент компрессии (ratio) 3:1. Ручки attack и release (если они есть) лучше поставить в крайнее левое положение, но можно нажать кнопку auto.

Теперь звучание микрофона вас полностью устраивает, но нормальная громкость развивается только при крайнем верхнем положении фейдера. А ведь еще нужен запас примерно в 6–10 дБ. В таком случае нажмите на микрофонном входе кнопку посыла на... свободную подгруппу или VCA (если есть такая возможность).

Настройка эффектов

В основном процессорами эффектов обрабатывается вокал, а также солирующие инструменты (духовые), реже ударные. На этом этапе все зависит от ваших желаний и потребностей. Но как в блюзе есть двенадцать тактов, так и в применении эффектов есть свой прожиточный минимум: Hall, Delay, которые применяются (в основном для обработки вокала) практически всеми. Собственно, настройка сводится к выбору того или иного пресета и подгонки его основных параметров (time , feedback , decay...) под себя.

В зависимости от акустики помещения время затухания эффекта Hall: decay 1,5–3,5 сек; а чтобы основной сигнал, смешиваясь с эффектом, не превращался в кучу малу, необходимо выставить время предварительной задержки-predelay примерно 30–40 мс.
Эффект Delay: feedback-20%, time – в режиме tap. Если на эквалайзере возврата эффекта Delay срезать высокие частоты и подмешать обработанный сигнал к основному так, чтобы повторения не были четкими, а как бы сливались в единую массу, можно получить живое и естественное ощущение глубины пространства.

Настройка мониторного тракта

Отстройка мониторного эквалайзера производится почти по той же схеме, что и настройка мастер-эквалайзера. Только теперь мы будем использовать второй (параллельный) микрофонный вход на микшере.

Мониторные эквалайзеры должны быть размещены на сцене. Установите на эквалайзере второго микрофонного входа линейную характеристику, подайте сигнал с этого входа на первую линию мониторов и пройдите на сцену (предполагается настройка радиомикрофона). Подавать сигнал нужно в режиме "prefade". Попросите кого-нибудь плавно увеличить уровень посыла на первую линию до появления возбуждения. Если вам некого попросить, воспользуйтесь для достижения той же цели регулятором выходного уровня на эквалайзере первой линии мониторов. Теперь постарайтесь снять появившееся возбуждение (какая же сексуальная работа – быть звукорежиссером!) этим же эквалайзером. Еще раз попробуйте увеличить уровень и т. д. Настройте таким же образом остальные линии мониторов.
Не забудьте после настройки мониторного эквалайзера вернуть ручку выходного уровня на прежнее место и компенсировать эту потерю на столько же децибел ручкой посыла на пульте.
Доведите, если это необходимо, звучание микрофона при помощи входного эквалайзера на пульте.

Настройка фонограммы

Что написано, как говорится, то и записано. Мастерингом заниматься уже поздно. Настроить фонограмму значит установить баланс звучания между микрофоном и фонограммой. В первой линии соотношение микрофон-фонограмма устанавливается с приоритетом для микрофона – примерно 2:1. Солисты предпочитают слышать из "своей" мониторной линии свой голос, и они абсолютно правы. Поверьте, недостатка в аккомпанементе не будет. Музыканты попросят себе во вторую линию столько фонограммы, что мало не покажется ни солисту, ни хору, ни зрителям. Звуки же, извлекаемые музыкантами, появляются в первой линии довольно редко. Это обычно происходит при выступлении полностью живых групп или в случае выступления автора-исполнителя, который аккомпанирует себе на гитаре или клавишных, как это делает, например, Игорь Николаев.

Настройка музыкантов

В принципе нет особой разницы, кого за кем настраивать, но на практике применяется следующая последовательность: ударные, бас, гитара, клавишные, бэк-вокал.

[b]Ударные. Стандартная ударная установка: бас-барабан, малый барабан, альт, том, бас-том, хай-хэт и две тарелки, или kick, snare, alto, tom, floor tom, hi-hat, crash & ride. Звук с барабанов снимается динамическими микрофонами, с "железа" – конденсаторными. Получается по одному микрофону на каждый барабан (альт и том иногда снимаются одним микрофоном), один на хэт, и два (overhead) сверху на "железо".

Kick. Установите на эквалайзере входа kick линейную характеристику. Попросите барабанщика бить в барабан равными длительностями на уровне и установите необходимый уровень чувствительности. Отстройте звучание барабана при помощи входного эквалайзера. Сами барабанщики кроме основного плотного, насыщенного низкими и низкой серединой удара любят еще и четко прослушивающийся шлепок в высокочастотном регистре, который дает возможность хорошо чувствовать атаку удара.
Довольно часто возникают проблемы из-за слишком большого времени послезвучия даже у хорошо отстроенных и заглушенных барабанов. Это может привести к возбуждению микрофонов или неприятному, почти постоянному фону по низкой частоте в мониторах и основной звукоусилительной системе. Справиться с проблемой можно при помощи noise/gate или expander/gate. Очень удобно использовать для этих целей приборы типа DBX-166XL. Они вмещают в себя кроме gate еще и compressor, который помогает сделать звук барабанов более плотным и упругим. Как раз то, что требует современная музыка, когда компрессия (особенно в ритм-секции) используется как эффект.
Сначала отстраиваем компрессор. Ручки attack и release лучше поставить в положение быстрого срабатывания, порог срабатывания (threshold) -10 дБ и коэффициент компрессии (ratio) 3:1. При таком положении ручек барабаны должны звучать практически натурально. В секции gate при помощи ручек threshold и ratio установите необходимые уровень срабатывания и скорость закрытия. Теперь, даже если сам барабан будет продолжать резонировать дольше необходимого, gate будет "снимать ноту" тогда, когда это нужно вам. В завершение процесса пошлите сигнал бочки во вторую линию и согласуйте его уровень с потребностями музыкантов.
Отстройте по этому принципу остальные барабаны.

"Железо". Здесь достаточно выставить чувствительность и снять низкие частоты на эквалайзере. Если же есть возможность и необходимость, можно обработать hi-hat и overhead хорусом и добавить немного холла. Это сделает звучание "меди" мягким и рассыпчатым.
Теперь установите желаемый баланс бочки, малого барабана и хай-хэта. Добавьте альты, том и "медь". Для того, чтобы было удобно изменять уровень громкости всей ударной установки, заведите все ее входы на отдельную подгруппу или VCA.

Бас. Установите на эквалайзере входа bass линейную характеристику. Попросите басиста поиграть что-нибудь ровными длительностями с максимальной атакой и установите необходимый уровень чувствительности. Сигнал бас-гитары лучше снимать в линию. Отстройте эквалайзер. Пошлите сигнал баса музыкантам во вторую линию.

Гитара. Установите на эквалайзере входа guitar линейную характеристику. Попросите гитариста поиграть что-нибудь ровными длительностями с максимальной атакой и громкостью, установите необходимый уровень чувствительности. Сигнал гитары лучше снимать микрофоном с комбика. Микрофон на стойке разместите под углом 90 перед передней панелью напротив динамика, посередине, между его центром и краем. Отстройте эквалайзер. Пошлите сигнал гитары музыкантам во вторую линию.

Клавишные. Установите на эквалайзере входа keyboards линейную характеристику. Попросите клавишника поиграть что-нибудь с максимальной атакой и громкостью, установите необходимый уровень чувствительности. Отстройте эквалайзер. Пошлите сигнал клавишных музыкантам во вторую линию.

Бэк-вокал. Попросите бэк-вокалистов пропеть что-нибудь (только не арию Квазимодо) с максимальной громкостью, установите необходимый уровень чувствительности. Отстройте эквалайзер. Пошлите сигнал во вторую линию. Дайте немного реверберации на бэк-вокал.

Общая настройка и сведение

Начните сведение с ударных и баса. Звук баса не должен превращаться в гудящий низкочастотный фон и тонуть в звуке ударных. Каждая нота должна читаться четко. При необходимости подстройте эквалайзер бас-гитары. Добавьте к ним гитару, клавишные, затем бэк-вокал.
Теперь включите фонограмму на той громкости, на которой собираетесь работать во время концерта, и отстройте баланс между этой фонограммой и музыкантами. Не прячьте музыкантов за фонограмму, даже если на ней записано все, кроме голоса, – их должно быть слышно. Самая хорошая фонограмма так и останется фонограммой, запертой в стерильное звучание студийного помещения. Музыканты же помогут вам соединить ее звучание со звучанием того помещения, где вы находитесь, сделать из разных частей единое целое. Живые барабаны сделают звучание ритм-секции (даже если на фонограмме записаны «электрошки») плотным и убедительным, а остальные инструменты дадут так необходимые глубину и объем.
Основной вокал по громкости должен находиться на уровне солирующего инструмента. Не стоит сильно отрывать его от звучания аккомпанемента (делать слишком громким), это неестественно. Не злоупотребляйте также количеством эффекта на голосе, иначе вы "замылите" его, лишите вокал четкости.

 ID
 

 
© Powered by TSB News v.1.1beta6.2 & Guitaristka.ru

[наверх страницы]


Webmaster:   Copyright  © 2003-2024 All  rights  reserved Хостинг от Atlex.ru
•    ••  создание и поддержка веб-сайтов  •
•   По этой ссылке вы найдёте фасадную краску Dulux Diamond для наружных работ.  •  Приточно вытяжные вентиляционные системы здесь с гарантией качества и доставкой.   •